Как и почему недосып ухудшает память?

26 августа, 2016  12:16

Многие слышали о том, что нехватка сна негативно влияет на память, но до недавних пор точные механизмы этого процесса были неизвестны. Сейчас в совместном исследовании ученые из University of Groningen (Нидерланды) и University of Pennsylvania (США) выяснили, каким образом происходит потеря памяти при недосыпе.

Они впервые провели исследование на мышах, которое показало, что пятичасовой недостаток сна ведет к потере сигналов между нейронами гиппокампа, области мозга, отвечающей за обучение и память.

«Очевидно, что сон играет важную роль в функционировании памяти. Короткий сон помогает сохранить важные воспоминания. Однако гораздо менее ясно. как именно недостаток сна влияет на соответствующие функции гиппокампа», - пояснил один из авторов научной работы, Роберт Хавекес.

Ученые предположили, что дело может быть в синапсах — структурах, позволяющих нейронам передавать сигналы между собой. Чтобы проверить эту гипотезу, они изучили, какой эффект оказывает кратковременный недостаток сна на дендриты в мышином мозге.

Сперва ученые использовали метод Гольджи, чтобы оценить длину дендритов и количество шипиков на них — это наросты, с помощью которых создаются синаптические соединения, передающие нервные импульсы. Обнаружилось, что если организму мыши не хватало 5 часов сна, то в регионе гиппокампа Ca1 числовые выражения обоих этих параметров существенно сокращались — дендриты были короче, наростов на них было меньше. Затем ученые провели еще один эксперимент, позволив мышам отоспаться в течение трех часов — этот промежуток времени был выбран по итогам предыдущих исследования, которые показали, что его достаточно для восстановления функций мозга. Действительно, в итоге дендритная структура мозга таких мышей была аналогична структуре мозга других мышей, опыты с которыми не проводились.

На следующей стадии ученые исследовали, как недостаток сна выглядит на молекулярном уровне. Они выяснили, что за изменение дендритной структуры несет ответственность белок кофилин, уменьшающий или ведущий к полному уничтожению дендритных шипиков. Дальнейшие изыскания показали, что при блокировке этого белка в мозге мышей с недостатком сна все негативные эффекты нивелировались.

Ученые резюмировали, что теперь есть понимание, как работает механизм потери памяти при недостатке сна, а также — как этого избежать. Исследование также показало, как все-таки важно успевать высыпаться в наше время, даже несмотря на бешеные темпы современной жизни.