Ученые нашли бактерии, использующие магнитные частички для подзарядки

28 марта, 2015  20:29

Некоторые бактерии могут использовать крошечные магнитные частицы, чтобы создавать весьма эффективные биоаккумуляторы, утверждают немецкие ученые. Согласно их научной работе, опубликованной в научном журнале Science, микроорганизмы могут получать электроны от микроскопических частиц минерала магнетита.

«Электрические» бактерии уже несколько лет как находятся в центре внимания ученых: некоторые микроорганизмы, найденные на морском дне и в руслах рек по всему миру, могут собирать электроны с крошечных металлических частиц и использовать их как источник энергии.

Теперь Джеймс Бирн (James Byrne) из Тюбингенского университета в Германии и его команда обнаружили, что крошечные кристаллы магнетита могут быть использованы как акцепторы и доноры электронов – то есть, по сути, работать подобно аккумулятору.

Джеймс Бирн в рамках исследования вырастил колонии, состоящие из бактерий родов Geobacter и Rhodopseudomonas, обитающих в почве и воде, на магнетите. Количество света, которое получали колонии, строго контролировалось. Бирн и его коллеги обнаружили, что первые бактерии способны отдавать электроны кристаллам, а вторые – забирать их у природного материала. Такой механизм был повторен в течение нескольких циклов, а это означает, что в перспективе биобатареи могут быть многоразовыми.

Бирн полагает, что в дикой природе эти две реакции, вероятно, проходят в течение дневных или ночных циклов или фаз приливов и отливов, причем каждый тип бактерий активен в разные моменты цикла. Кристаллы магнетита, по его словам, действуют как природные аккумуляторные батареи для колоний микроорганизмов.

У этого открытия большой потенциал: по словам ученых, знание этого механизма в будущем может быть использовано для очистки окружающей среды от загрязнений, очистки токсичных отходов, а также в ряде других биоинженерных приложений.