В близорукости виноваты гены?

2 сентября, 2015  20:38

Генетики из университета Колумбии открыли ген, мутация в котором приводит к развитию миопии и необходимости носить очки у людей, которых их сверстники называли в детстве «ботаниками», то есть, у людей, много читавших книги во время детства, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics.

Андрей Ткаченко из университета Колумбии в Нью-Йорке (США) и его коллеги нашли ген, вызывающий близорукость у типичных «ботаников», но не остальных людей, проанализировав структуру генома у 14 тысяч жителей Великобритании, страдавших от близорукости или отличавшихся превосходным зрением. Как выяснили ученые, носители особой версии этого гена – APLP2 – в пять раз чаще становились очкариками в том случае, если они много читали во время детства.

Пытаясь раскрыть механизм его работы, ученые провели серию экспериментов на мышах, в ходе которых они отключали часть или все копии этого гена в ДНК половины грызунов и следили за тем, насколько часто они становились близорукими по сравнению с животными из контрольной группы.

Как оказалось, результаты генетического анализа не обманули группу Ткаченко – отключение этого гена привело к тому, что мыши заметно реже страдали от близорукости и чаще становились дальнозоркими. Что интересно, ухудшение освещения в клетках и появление прочих факторов, обычно приводящих к ухудшению зрения, заметно меньше сказывалось на мышатах с отключенным APLP2, чем на их сверстниках из контрольной группы.

Сам механизм того, как APLP2 влияет на развитие близорукости, пока остается неясным.