Ученые научились замораживать и размораживать отдельные органы

27 ноября, 2015  23:38

Ученые из университета Орегона создали особую технологию «остекловывания» живой ткани, которая позволяет замораживать отдельные части тела и даже органы, не разрушая клеток, и использовать их для пересадки в дальнейшем.

Адам Хиггинс (Adam Higgins) из университета штата Орегон в Корваллисе (США) пояснил, что заморозка сложных тканей и органов тела была невозможна до открытия его научной группы по той причине, что во время заморозки в клетках тела начинают формироваться микроскопические кристаллики льда. Плотность льда чуть ниже, чем плотность жидкой воды, благодаря чему такие кристаллы в буквальном смысле разрывают клетку, уничтожая мембраны и повреждая белки.

Некоторые живые существа, в том числе микробы, лягушки и рыбы, научились противостоять этому процессу, вырабатывая особую смесь из сахаров и других веществ, которые предотвращают подобные разрывы и превращают процесс заморозки клетки в некое подобие того, как жидкое стекло превращается в твердое тело. Все попытки создать искусственные аналоги этих веществ заканчивались неудачей – все созданные вещества этого рода оказывались ядом для клеток. , Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Хиггинс и его коллеги решили эту проблему, разработав особую стратегию поиска и проверки наименее токсичных криозащитных веществ, и использовав ее для создания технологии заморозки органов.

В рамках этой методики «искусственного отбора» ученые подготовили несколько десятков растворов глицерина, трехатомного спирта, и ряда минеральных солей, и проверили, какие из них будут убивать меньше всего клеток при заморозки тканей и после их разморозки.

Как показали эти эксперименты, простые изменения в пропорциях глицерина и солей, а также новая методика вывода их из образца тканей организма помогла ученым в разы улучшить эффективность «остекловывания» – доля живых клеток после разморозки увеличилась с 10% до 80%, что уже позволяет говорить о том, что органы можно замораживать.