• Latest news

Врачи не давали 21-летнему Мгеру даже 0.5-процентной надежды (фото)

29 ноября, 2015  15:06

Мгер К. – один из немногих пациентов, о которых знает вся больница. Стоит спросить случайную медсестру в коридоре РМЦ «Армения», в какой палате лежит Мгер, как она, засветившись, ответит с улыбкой: «Ой, наш Мгер! Он в 18-й!»

Вот уже полтора месяца Мгер находится в центре внимания всего персонала больницы; его случай и правда удивителен: парень 21 года выжил, хотя его шансы при всех повреждениях, с которыми он поступил в больницу, были ниже 0.5 процентов.

«Врачи не давали нам даже 0.5-процентной надежды, что он будет жить…» - рассказала корреспонденту NEWS.amMedicine мама Мгера, Шушик. - «И все равно им удалось спасти его…»

Но давайте по порядку.

Мгер был перевезен в республиканский медицинский центр «Армения» из больницы города Абовяна на карете скорой помощи 14 октября. Как рассказал корреспонденту NEWS.am Medicine руководитель клиники анестезиологии и интенсивной терапии Ара Казарян, пациент был в бессознательном состоянии и имел ряд травм, которые представляли серьезную угрозу его жизни, в числе которых были тяжелая травма правой руки с краш-синдромом (синдром длительного сдавления), кровоизлияние в мозг и отравление угарным газом.

Первым делом реаниматологи больницы провели необходимые первичные реанимационные мероприятия: пациент был заинтубирован, переведен на аппарат искусственной вентилляции легких (ИВЛ).

Что же с ним произошло?

Между тем специалисты попытались выяснить у сопровождающих его людей, что именно приключилось с этим парнем. Как объяснил доктор Казарян, было крайне важно понять всю картину произошедшего, ведь от этого зависело дальнейшее лечение.

Оказалось, что парень работал сторожем в частном предприятии; в тот день у него была ночная смена, которую он должен был провести в небольшой комнатке, обогреваемой газовой плитой. В последний раз друзья видели его в 12 ночи, следующим же утром его обнаружили в этой комнате в бессознательном состоянии. Первая версия произошедшего – отравление угарным газом.

Проведенные анализы показали, что все было даже хуже, чем могло показаться на первый взгляд: в крови парня было высокое содержание карбоксигемоглобина, что подтверждало теорию об отравлении угарным газом; упав на правую руку, Мгер сдавил ее и долго пролежал на ней, в результате чего случился краш-синдром и серьезные нарушения электролитного баланса. Электролит калия был повышен: верхним пределом этого электролита в крови считается 5, максимум 5.5 микроэквивалентов, но у Мгера было почти 2 раза выше – 9.5 – и это при том, что, согласно научной литературе, значение этого электролита выше 8-9 уже считается несовместимым с жизнью. Из-за нарушения электролитного баланса у пациента также наблюдалось полное отсутствие мочи.

«Перед нами встал вопрос, крайне актуальный для определения тактики дальнейшего лечения: что было сначала –отравление угарным газом, после чего пациент упал, получил травму и гематому, или же у него сначала была гематома, из-за которой он потерял сознания, упал и лишь потом отравилсяугарным газом?», - рассказал доктор Казарян.

Найти ответ на этот вопрос врачам не удалось, так как ни сам пациент, ни его родственники не могли рассказать, что именно случилось в той комнате. Однако лечение нужно было начинать незамедлительно: чтобы нормализовать электролитный баланс в крови, нужно было срочно провести гемодиализ. Но проблема была в том, что КТ головного мозга обнаружила у Мгера субарахноидальное кровоизлияние, при котором делать гемодиализ противопоказано; при гемодиализе используются антикоагулянты,то есть, препараты, разжижающие кровь,а они могут усилить кровоизлияние в мозг.

Тогда был проведен консилиум с участием реаниматологов, специалистов по гемодиализу и нейрохирургов, и было решено пойти на этот – оправданный – риск, и все-таки начать гемодиализ.

В течение первых 3 дней организм Мгера не отвечал на гемодиализ: у него продолжалась анурея, то есть, полное отсутствие мочи; а уровень электролитов калия немного снижался, но через некоторое время снова повышался. Мгер был в коме, под аппаратом ИВЛ, и его состояние было крайне нестабильным. Специалисты, однако, не сдавались, не прекращали лечения и не отходили от него ни на секунду – дневали и ночевали с ним рядом, следили за малейшими изменениями его состояния, но особых надежд его родным не давали: пациенты с таком состоянии редко выживают…

«Как я ни просила их хоть как-то обнадежить меня, врачи не давали нам даже 0.5-процентной надежды, что он будет жить», - рассказала мама Мгера, которая все эти дни не отходила от дверей палаты сына. - «И все равно им удалось спасти его. Никогда не забуду этого. Это было просто чудо».

В чем заключалась опасность состояния Мгера и почему оно угрожало его жизни?

Разобраться в этом корреспонденту NEWS.amMedicine помог доктор Ара Казарян:

1. Длительное нахождение в бессознательном состоянии уже само по себе опасно. КТ показало тяжелую аспирационную пневмонию у Мгера – видимо, пока он был без сознания, его вырвало, и в его дыхательных путях были рвотные массы.

2. Высокие показатели калия в крови – тоже серьезная угроза жизни. По данным научной литературы, показатели выше 8-9 уже считаются несовместимыми с жизнью.

3. Политравма – это повреждения более 1 органа или системы. У Мгера были множественные травмы – голова, рука, почки, дыхательная система, причем лечение одной патологии не было совместимо с лечением другой: как объяснил специалист, в одном случае нужно было разжижать кровь и проводить гемодиализ, в другом – наоборот, нужно было использовать гемостатики для исключения продолжения субарахноидального кровоизлияния.

«Схема лечения была очень сложная. Каждую ампулу, каждый препарат мы очень долго обсуждали с коллегами, и такие обсуждения происходили по несколько раз в сутки.Мы понимали, что перед нами пациент 21 года, молодой парень, и нужно было сделать все возможное, чтобы спасти его», - рассказал доктор Казарян.

Однажды…

В скором времени лечение начало приносить результаты, а состояние Мгера начало улучшаться. Он вышел из комы, электролитный баланс нормализовался, как и работа мочевой системы. Как отметил доктор Ара Казарян, на последних КТ снимках видно, что гематома в мозге парня полностью рассосалась, и никаких последствий со стороны ЦНС не осталось. Правда, есть некоторый неврологический дефицит, но специалисты уверены, что это явление временное, и в скором будущем парень сможет полностью восстановиться.

Организовать лечение Мгера и финансирование дорогостоящих препаратов и обследований помогли как администрация клиники, так и Министерство здравоохранения, отметил доктор Казарян. Вся клиника в течение этих недель «болела» за Мгера и надеялась, что он выкарабкается.

Руку нужно было спасать

В скором времени к лечению Мгера подключился также микрохирург Левон Багдасарян, ведь нужно было спасти не только жизнь парня, но и его правую руку – после краш-синдрома стоял серьезный вопрос об ампутации. Микрохирург провел множество операций на руке, удалил погибшие участки мышцы, боролся с нагноением и с множеством других осложнений, чтобы исключить необходимость ампутации и дать парню возможность в будущем полноценно использовать руку.

Несколько дней назад, к величайшей радости сотрудников клиники, волновавшихся за состояние Мгера, его выписали из отделения реанимации и перевели в отделение микрохирургии, руководимое Вирабом Агабекяном, где до сих пор продолжаются работы по восстановлению сухожилий и нервов руки.

В палате самого Мгера…

Как рассказал корреспонденту NEWS.am Medicine сам Мгер, двигать рукой он пока не может, однако он ее чувствует – и боль, и прикосновения. Пару дней назад Мгер впервые за последние полтора месяца встал с постели и прошелся по комнате с помощью ходунков. Он лежит в просторной светлой палате, и к нему иногда приходит тренер, помогающий с реабилитацией.

С памятью у Мгера тоже все в порядке – он узнает всех родственников и друзей и прекрасно помнит тот день, 14 октября, до того момента, как зашел в комнату. Что было после – он не помнит.

Шушик, мама Мгера, отметила, что очень благодарна всем – от руководителей отделений клиники до санитарок – за то, что они сделали почти невозможное и спасли жизнь ее сыну.

«Мы деревенские жители и мало сталкивались с врачами. Я и не представляла, что врачи на такое способны», - призналась женщина.

 

Редакция NEWS.am Medicine желает Мгеру скорейшего выздоровления!

Амалия Габриелян

Следите за NEWS.am Medicine на Facebook и Twitter


  • Также по теме
 
  • Видео
 
 
  • Календарь событий
 
 
  • Архив
 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
  • Facebook
 
  • Опрос
В курсе ли вы, что с 2027 года для всех граждан РА медицинское страхование будет обязательным?
Я в курсе и за
Я в курсе и против
Я в курсе, пока не сориентировался (-ась)
Я не в курсе, но принципиально за
Я не в курсе, но принципиально против
Мне все равно