Химиотерапия может заставить опухоль эволюционировать

1 декабря, 2015  19:59

Химиотерапия часто приводит к тому, что клетки раковой опухоли начинают мутировать, а не погибают, что может привести к развитию новой формы рака, устойчивой к подобным лекарствам, установили российские биологи из Томского университета.

«Мы выяснили, что химиотерапия может порождать мутации, которые раньше не встречались среди больных раком груди, благодаря появлению дополнительных копий генов на концевых участках хромосом», — заявила Марина Ибрагимова из Томского университета.

Ибрагимова и ряд других российских генетиков и карцинологов под руководством Николая Литвякова из ТГУ пытались понять, какие изменения происходят в раковых клетках во время их контакта с молекулами лекарства, так как они достаточно долгое время подозревали, что клетки опухоли меняются во время «войны» с химиотерапией.

В геномах раковых клеток тех женщин, которым химиотерапия не помогла, ученые обнаружили новые мутации и новые фрагменты ДНК в виде удвоения или утроения тех копий генов, которые находились на концевых участках хромосом. В этих регионах находились те участки ДНК, которые помогают опухоли сопротивляться химиотерапии, передает РИА Новости со ссылкой на Сибирский онкологический журнал.

Благодаря их удвоению клетки рака груди выжили и превратились в агрессивную форму рака, которая начала распространяться по организму. Таким образом, химиотерапия оказывает сама себе медвежью услугу – она способствует развитию новых форм рака, устойчивых к подобным воздействиям.

Пока ученые не знают, почему эти удвоения происходят у некоторых женщин, а у других их не наблюдаются.