• Latest news

Психиатр: Миграция – это проявление стресса общества

8 февраля, 2016  22:56

Армения находится в переходном периоде, а такой период чреват стрессовыми ситуациями. Общество, как и человек, имеет свои механизмы реагирования на стресс, но у армян при этом есть национальные особенности.

Как пояснил в беседе с корреспондентом NEWS.am Medicine психиатр Самвел Сукиасян, стресс – это механизм решения проблем – и на уровне личностном, и на уровне общественном. В зависимости от того, как удается решать проблемы, можно оказаться в патологическом стрессе – это называется дистресс, или решить проблему и выйти в нормальный здоровый эустресс. Стрессы, по словам Самвела Сукиасяна, приводят к очень разным выходам.

«То, что у нас в стране не остается людей – это тоже реакция на стресс, это убегание от проблемы. Миграция – это есть проявление стресса общества. Рост криминального составляющего, асоциальные и антисоциальные проявления – это проявления стресса, это механизм адаптации на низком уровне. То есть, каждый член общества, каждая прослойка адаптируется по-своему. Один становится наркоманом, другой вором, третий – алкоголиком. Еще кто-то будет столько страдать, что его хватит инфаркт. То есть стресс может привести и к физическим, соматическим проявлениям  - к росту заболеваемости. Диабет, сердечно-сосудистые заболевания и онкологические заболевания – они все растут. На кладбище сейчас больше могил молодых людей, чем старых», - отметил он.

Растет также уровень психических расстройств, но здесь есть одно большое «но». Когда речь идет о наследственно детерминированных психических заболеваниях, то их число остается неизменным, ими страдает порядка 1% населения. Стресс при таких заболеваниях не является причиной, но может стать поводом для их проявления.

«Но вместо этого растет число пограничных расстройств – неврозов, депрессий, фобий, панических состояний, разного вида обсессий, неврастении, бессонницы, вегетативных реакций. Это пограничная психиатрия», - отметил он. Самвел Сукиасян рассказал, что когда пару лет назад провел исследование среди студентов по специальной госпитальной шкале тревоги, то 80% показали патологический уровень тревоги и депрессии. Он отметил, что, например, такой же уровень тревоги наблюдается у жителей Нью-Йорка, но причины этого здесь и там совершенно разные.

«В принципе, если взять, человек без стресса жить не может. Только у трупа не бывает стресса. Но вопрос в том, это эустресс или дистресс. Для меня же, как для врача, важны физические последствия, и их рост однозначно наблюдается в последние годы», - отметил он.

Говоря о том, почему же армяне не бунтуют, а в качестве адаптивного механизма предпочитают либо миграцию, либо приспосабливание на более низком уровне, психиатр отметил, что дело в истории и менталитете. По его словам, у армянского народа есть несколько ключевых пословиц, которые очень четко характеризуют его собирательный образ мышления: «Եղունգ ունես, գլուխդ քորի» («Ноготь есть, чеши голову». По смыслу примерно «каждый вертится как умеет»), «Յոլա գնալ» («Кое как обходиться») «Փափախ փախցնել» («Стащить шапку». В смысле, урвать, что можно).

«Армянский народ не выживал государством, он выживал в одиночку, выживал семьей, тем самым, выживал народом и нацией. Другие нации создали государство, чтобы воевать и сохранять себя. Эта нация – единственная в мире, которая выживала благодаря тому, что в ней каждый выживал сам по себе. Так мы выживали под властью империй, но теми же механизмами мы пытаемся выживать и сегодня, в условиях существования своего государства, но в условиях, когда государство живет по тому же принципу», - отметил он добавив, что, естественно, «когда мне есть чем чесать свой лоб, я не буду выступать, не буду говорить: «у другого ноготь больше»».

По словам психиатра, при возникновении проблемы человек адаптируется на более высоком или на более низком уровне. «Государство и общество теряют свою часть, меньшей частью адаптируются в этих ресурсах, которые здесь есть. Если бы здесь было много народа, то ситуация взорвалась бы точно, но поскольку каждый адаптируется, как у него получается, то часть в качестве адаптивного механизма выбирает миграцию. Здесь остались люди, которым уже и терять нечего, и ехать некуда, и те, у которых еще что-то как-то получается», - добавил он.

По словам специалиста, сейчас в стране недовольны и богатые, и бедные – и это абсурд. Но мы живем как можем («յոլա ենք գնում»). «Не знаю, насколько это дно глубоко, и насколько мы еще можем опуститься, но в один день, когда уже некому будет покупать хлеб, спички и сахар, будет катастрофа», - сказал он, добавив, что сегодня в стране никто из нас не работает для реализации своих идей и профессиональных возможностей, мы все работаем за кусок хлеба, мы выживаем. А среди тех, кто торгует сахаром и хлебом, действует тот самый принцип «Стащить шапку» - урвать, сколько можно. «Это пока терпится, но что будет, когда окажется, что от продажи вам хлеба я не могу выручить столько денег, чтобы прокормить свою семью, я не знаю», - отметил Самвел Сукиасян.

 

 

Следите за NEWS.am Medicine на Facebook и Twitter


 
  • Видео
 
 
  • Календарь событий
 
 
  • Архив
 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
  • Facebook
 
  • Опрос
В курсе ли вы, что с 2027 года для всех граждан РА медицинское страхование будет обязательным?
Я в курсе и за
Я в курсе и против
Я в курсе, пока не сориентировался (-ась)
Я не в курсе, но принципиально за
Я не в курсе, но принципиально против
Мне все равно