В мужском облысении виноваты матери?

18 февраля, 2017  11:58

Генетики нашли две сотни участков ДНК, влияющих на шансы появления лысины у мужчин в среднем возрасте и управляющих ее формой, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics.

«Мы обнаружили сотни новых генетических сигналов, связанных с облысением. Интересно, что многие из них связаны с Х-хромосомой, которую мужчины наследуют от своей матери», — рассказывает Саския Хагенаарс (Saskia Hagenaars) из университета Эдинбурга (Шотландия).

Многие мужчины и некоторые женщины начинают терять волосы на лбу или макушке в среднем возрасте, и становятся частично или полностью лысыми к 40 году жизни.  Как показывают эксперименты и наблюдения последних лет, облысение вызывается двумя комплексами причин – неправильной работой мужских гормонов, подавляющих работу клеток в волосяных луковицах, и мутациями в генах, управляющими ростом волос на лице и других частях тела.

Большая группа британских генетиков проанализировала и сравнила структуру ДНК у свыше 50 тысяч взрослых и пожилых британцев, треть которых была лысой, еще 30% — имела проплешины, а остальные обладали нормальной шевелюрой. В общей сложности ученые проанализировали свыше 14 тысяч различных мутаций в их ДНК, потенциально связанных с потерей волос, а также их комбинации.

Ученым удалось выделить 287 генов и связанных с ними участков хромосом, которые так или иначе влияли на вероятность развития проплешин и их форму. Большая часть из них находилась в «неполовой» части ДНК, а примерно 5% — на женской Х-хромосоме.

Многие участки были связаны с генами, отвечающими за рост волос, их поседение в старости, развитие волосяных луковиц, толщину бровей и прочие вещи, связанные с волосяным покровом. Другие гены отвечали за вероятность развития рака, работу мочевого пузыря, шансы на развитие старческой деменции и ряд других вещей, не связанных на первый взгляд с волосами.

Комбинация этих генов позволяет с достаточно высокой степенью уверенности – около 80% — предсказать, станет ли человек лысым или частично лысым ко времени наступления 40-летия.

«Мы постепенно приближаемся к тому, чтобы понять, как гены дирижируют облысением», — заключает Риккардо Мариони (Riccardo Marioni), коллега Хагенаарс по университету.