В лиственнице нашли «идеальное» лекарство от болезней сердца

21 сентября, 2018  19:06

Российские ученые выяснили, что в стволе лиственницы содержится вещество, которое может предотвратить развитие болезней сердца и сосудов. Их выводы и результаты опытов на крысах были представлены в European Journal of Pharmacology.

«Активность фермента АПФ (ангиотензинпревращающий фермент. — Прим. ред.) и связанный с ним процесс формирования агрессивных молекул в аорте крыс увеличивается после воздействия ионизирующей радиации в дозах, применяемых при радиотерапии опухолей», — рассказывает Юрий Корыстов из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино. Его слова передает пресс-служба ИТЭБ.

Ученые выяснили, как флавоноиды различных классов влияют на этот процесс.

Например, у женщин, которые пьют много чая, заметно снижается вероятность развития рака яичников и других половых органов — так действуют флавоноиды из чайного листа. Их аналоги из плодов какао заметно снижают вероятность развития слабоумия в старческом возрасте.

Как отмечают Корыстов и его коллеги, флавоноиды также снижают вероятность развития инфаркта, артериосклероза и других болезней сердца и сосудов. При этом механизм их действия на сердечно-сосудистую систему оставался загадкой для ученых.

Российские биофизики нашли ответ на этот вопрос, наблюдая за тем, что происходило в клетках сосудов крыс, переживших облучение большими дозами радиации. Такое излучение, как объясняют ученые, заставляет организм вырабатывать большие количества молекул АПФ, который отвечает за регуляцию давления в сосудах.

Этот белок соединяется с «заготовками» ангиотензина — гормона, вызывающего сужение сосуда. Он расщепляет их, переводя в боевое состояние путем «откусывания» части молекулы. Это приводит не только к сужению сосудов, но и порождает массу оксидантов, повреждающих стенки сосудов и ДНК их клеток.

Ученые предположили, что флавоноиды не только нейтрализуют действие оксидантов, но и блокируют работу самих молекул АПФ, не позволяя им вырабатывать ангиотензин и прочие вещества. Они наблюдали, как флавоноиды из семи разных групп этих веществ, имеющих разное устройство, взаимодействуют с ферментом.

Эти опыты помогли ученым найти наиболее эффективное для сердца вещество — дигидрокверцетин. Оно относится к числу сильных растительных антиоксидантов и в больших количествах содержится в стволах сибирской и дальневосточной лиственницы.

Ученые надеются, что дигидрокверцетин начнут применять в медицинской практике и он заменит ряд синтетических препаратов, которые сегодня применяются для подавления активности АПФ. У флавоноидов, по словам биофизиков, меньше побочных эффектов и они не так токсичны для организма, как синтетические лекарства.