Экспериментальная терапия ВИЧ прошла первый этап испытаний

24 сентября, 2018  21:18

Предварительные результаты первой фазы клинических испытаний продемонстрировали безопасность и переносимость клеточной терапии, включающей экспрессию T-клеток ex vivo и последующее внедрение ВИЧ-инфицированным людям, которые ранее лечились посредством антиретровирусной терапии. Исследование опубликовано 21 сентября в журнале Molecular Therapy.

«Это исследование посвящено поиску способа обучения иммунной системы организма для лучшего сражения с ВИЧ-инфекцией», - заявил автор исследования Дэвид Марголис из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. «Мы обнаружили, что этот подход к переобучению иммунных клеток и их внедрение были безопасны, что было основной целью исследования. Данные этого испытания помогут нам в создании улучшенных методов лечения ВИЧ».

Известно, что вирус иммунодефицита попадает в человеческие клетки при помощи набора из нескольких белков на поверхности его оболочки. Эти белки периодически меняются, что вынуждает иммунную систему вырабатывать новый набор антител.

Но, как правило, организм не всегда справляется, и ВИЧ попадает в организм, По этой же причине ученым не удается создать универсальную вакцину.

Авторы исследования рассказали, что через 3−4 года после заражения ВИЧ иммунная система человека часто начинает синтезировать антитела широкого профиля действия (bnAbs), способные нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса.

Но это не помогает в борьбе с вирусом, так как ВИЧ к этому времени уже глубоко засел в ткани человека и перешел в хроническую стадию.

Эту проблему можно преодолеть, если научить иммунные клетки производить подобные антитела намного раньше, чем наступит истощение иммунитета, и превентивно ввести их в организм в больших количествах, отметили исследователи.

Эту задачу и попытались выполнить авторы исследования. Ученые модифицировали ДНК этих телец таким образом, что они начали производить антитела, делающие частицы ВИЧ видимыми для иммунной системы.

Ученые успели провести эксперименты на животных и клинические испытания на добровольцах, которые были заражены вирусом ВИЧ и принимали антиретровирусные препараты. Клонированные Т-клетки успешно прижились в организме больных, не вызвав при этом тяжелых воспалений и других опасных побочных эффектов.

Во время эксперимента участники продолжали прием препаратов, поэтому количество вирусных частиц в организме осталось прежним.

Несмотря на это, биологи отмечают, что исследование образцов крови показало, что иммунные клетки добровольцев начали намного активнее бороться с вирусом, уничтожая зараженные клетки, покрытые напылением из оболочек ВИЧ.

«Такой опыт открывает нам дорогу для проверки эффективности подобной терапии в рамках второй фазы клинических испытаний с применением большего числа Т-клеток»,- заключили специалисты.