Ученые нашли гены, помогающие смертноносным бактериям спасаться от лекарств

11 февраля, 2019  10:40

Команда исследователей из Rutgers University-New Brunswick (США) обнаружила два гена, которые способствуют развитию устойчивости бактерий к антибактериальным средствам, содержащим медь. Об этом сообщается в материале, опубликованном в Journal of Biological Chemistry.

Гены copB и copL были найдены в нескольких штаммах золотистого стафилококка (Staphyloccocus aureus), который может вызывать смертельно опасные инфекции у людей с ослабленным иммунитетом. Эти гены кодируют белки, обезвреживающие медь, которая все чаще используется в борьбе с бактериальными инфекциями, с трудом поддающимися лечению.

Гены располагаются внутри транспозонов — мобильных генетических элементов, способных перемещаться и размножаться внутри генома. Поскольку бактерии способны к горизонтальному переносу генов, то все больше штаммов получают ДНК, помогающую защищаться от лекарств.

Медь с давних пор использовалась для дезинфекции ран и стерилизации питьевой воды, однако лишь недавно врачи стали применять ее для обработки медицинских инструментов. Гены copB и copL как выяснили ученые, способствуют удалению металла из клеток стафилококка и предотвращают его проникновение, в результате чего медь не причиняет бактерии никакого вреда. Из-за этих генов могут возникнуть штаммы бактерий с еще большей устойчивостью к лекарствам, что может стать серьезной глобальной проблемой.