Ученые вырастили «мини-мозги» человека и шимпанзе

12 февраля, 2019  13:24

Ученым из Калифорнийского университета в Сан-Франциско удалось вырастить «мини-мозги» из стволовых клеток шимпанзе и человека. Эта работа может быть полезна для изучения эволюции человеческого мозга. Исследование было опубликовано в журнале Cell.

«Мозги» были выращены из стволовых клеток десяти людей и восьми шимпанзе; всего было создано 56 образцов. Полноценными мозгами они, конечно, не являются — это лишь органоиды, «заготовки» органа, но они имеют необходимую биохимическую активность, поэтому с их помощью можно изучать те же процессы, что происходят в реальном мозге.

С помощью новой разработки исследователям удалось выделить 261 различие между экспрессией генов у шимпанзе и человека, что способно пролить свет на миллионы лет эволюции человеческого мозга. Одно из них оказалось связано с клетками-предшественниками нейронов.

Ранее ученые выявили молекулярные особенности клеток, из которых развивается основная часть нейронов коры головного мозга — радиальной глии. Теперь они выяснили, как активность этих клеток влияет на развитие в мозге проводящих путей, нервных волокон, проходящих в определенных зонах белого вещества мозга.

По мнению исследователей, именно изменения в активности этих клеток могли миллионы лет назад способствовать расхождению эволюционных линий человека и шимпанзе.