В ДНК современных людей обнаружены следы «супердревней» популяции

8 августа, 2020  16:45

Американские генетики сопоставили структуру геномов современных африканцев, денисовцев и неандертальцев и выяснили, что вторые унаследовали 1% своего генома от еще более древних представителей рода Homo. Значительная часть этих древних генов попала в человеческую ДНК в результате контактов кроманьонцев и денисовцев, пишет ТАСС

Выводы ученых опубликовал научный журнал PLOS Genetics.

«Наши коллеги еще несколько лет назад находили намеки на существование следов архаичной группы людей в ДНК денисовцев, а мы смогли точно определить их положение в геноме Homo denisovensis. Примерно 15% обрывков генома этих древних гоминид, которые отделились от древа эволюции человечества более миллиона лет назад, есть и в геноме современных людей», – отмечают ученые.

Несмотря на внешнее сходство, современные люди, денисовцы и неандертальцы развивались совершенно разными путями. Их предки, как считают ученые, разделились примерно 650 тыс. лет назад. Первые остались жить на территории Африки и постепенно колонизировали ее, а вторые мигрировали на север и заселили Европу и Азию, где они разделились на денисовцев и неандертальцев около 400 тыс. лет назад.

Долгое время считалось, что современных людей, денисовцев и неандертальцев ничего не объединяет. В 2009 и 2010 годах ученые восстановили геном последних Homo neanderthalensis и Homo denisovensis и обнаружили, что в ДНК большинства современных людей, кроме жителей Африки, есть от 2 до 3% неандертальских генов и от 2 до 4% денисовской ДНК.

Ученым остается только предполагать, как могли происходить контакты между предками людей и другими древними Homo и почему в нашем геноме сохранились следы их ДНК. Недавние открытия палеогенетиков неожиданно показали, что подобные контакты происходили не один, а несколько раз. Кроме того, оказалось, что неандертальцы и денисовцы могли скрещиваться между собой.

Более того, за последние семь лет генетики выяснили, что в ДНК денисовцев и неандертальцев из хорватской пещеры Виндия есть фрагменты генома еще более древних людей. Тем не менее, ученые не смогли выделить конкретные гены, принадлежавшие этих «супердревним Homo». Поэтому исследователи продолжают спорить о том, существуют ли эти следы на самом деле.