Специалисты назвали самый ранний признак болезни Альцгеймера

1 сентября, 2020  20:47

Самые ранние признаки болезни Альцгеймера – неизлечимой и смертельной формы старческого слабоумия – могут появиться в молодом возрасте, за десятилетия до появления других симптомов. Об этом сообщают ученые Рурского университета и Университета Фрайбурга (Германия).

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances, первые симптомы болезни могут выражаться в нарушениях интуитивного ориентирования в пространстве.

Исследователи провели эксперимент с участием 267 здоровых людей, 65 из которых были носителями аллеля (варианта) гена APOE ε4, который, как считается, связан с повышенным риском развития болезни Альцгеймера. Считается, что присутствие этого аллеля влияет на нормальное развитие энторинальной коры больших полушарий мозга, участвующей в пространственном ориентировании и формировании памяти. Известно, что именно эта зона поражается у пациентов с сенильной деменцией альцгеймеровского типа в первую очередь, еще до проявления явных нарушений когнитивных способностей.

Участники эксперимента прошли тест на способность к интеграции маршрута (path integration) – это когда человек подсознательно запоминает путь и может найти дорогу назад, не используя внешние ориентиры. В ходе эксперимента участники должны были запомнить местоположение корзины в виртуальной местности и пройти к деревьям (их количество менялось от одного до пяти), около одного из которых находилось яблоко. Когда испытуемый достигал какого-либо дерева, оно исчезало. После того как исчезнут все деревья, нужно было найти обратный путь к корзине. Чем сильнее ошибались участники в оценке расстояния до корзинки и направления к ней, тем меньше была эффективность интеграции маршрута. В ряде испытаний добровольцы проходили также функциональную магнитно-резонансную томографию.

Выяснилось, что способность к интеграции маршрута была связана с работоспособностью нейронов решетки (grid cells) в энторинальной коре. Эти нейроны отвечают за представление координатной сетки в пространстве и активируются, когда животное или человек пересекает узлы этой воображаемой сетки. По мнению ученых, нарушение в ориентации, наблюдаемое у добровольцев с APOE ε4, было вызвано дисфункцией нейронов решетки. Это позволяет обнаруживать людей с высоким риском болезни Альцгеймера за десятилетия до появления других симптомов заболевания.