Ученые назвали главную причину осложнений COVID-19

23 января, 2021  15:47

Тяжелое течение коронавирусной инфекции COVID-19 объясняется аутоиммунной реакцией, в ходе которой иммунные клетки атакуют сам организм. В отличие от сверхактивного воспалительного ответа, наблюдаемого при цитокиновом шторме, аутоантитела могут приводить к целенаправленному долгосрочному повреждению. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Еще в сентябре 2020 года группа ученых из Рокфеллеровского университета обнаружила аутоантитела более чем у 10% из почти 1000 человек с тяжелой формой COVID-19. Эти аутоантитела в основном атаковывали и блокировали действие молекул интерферона I типа, которые обеспечивают иммунный ответ. При этом, у людей в контрольной группе аутоантител не было.

По словам ученых, некоторые люди могут быть генетически предрасположены к производству аутоантител, при этом чаще это наблюдалось у мужчин. Возможно, это также может частично объяснять, почему мужчины более восприимчивы к коронавирусу, чем женщины.

Сейчас ученые обследуют 40 000 человек на наличие аутоантител и их связи с тяжелым течением коронавирусной инфекции. Согласно еще не опубликованным данным, высокая распространенность аутоантител, направленных против иммунной системы, чаще наблюдается у инфицированных людей, чем у неинфицированных. Ученые выявляли аутоантитела, которые атакуют В-клетки, а также те, которые атакуют интерферон. У ряда инфицированных пациентов обнаруживали аутоантитела к белкам в кровеносных сосудах, сердце и головном мозге.

Другая группа исследователей обнаружила у людей, умерших от COVID-19, значительно более высокий средний уровень антител к аннексину А2, чем у людей с более легких или средним течением заболевания. Таким образом, аутоиммунитет может быть настоящей причиной смертельно опасного разрушения органов при коронавирусной инфекции и даже после того, как болезнь побеждена.