Ученые оценили эффективность метода лечения COVID-19 с применением мезенхимальных стволовых клеток

28 октября, 2021  16:44

Лечение методом введения мезенхимальных стволовых клеток улучшает состояние и исход у пациентов с коронавирусной инфекцией. Это подтвердила вторая фаза клинических испытаний этого метода. Эффективность такого лечения оценивается в статье международной команды исследователей, опубликованной в журнале Cell Research.

В феврале 2020 года ученые заметили, что введение мезенхимальных стволовых клеток 7 пациентам привело к ослаблению симптомов инфекции и сократило время выздоровления. Во второй односторонне слепой рандомизированной плацебо-контролируемой фазе клинических испытаний приняли участие 58 пациентов. У 21 из них COVID-19 проходила тяжело, 6 были в критическом состоянии. Всех участников разделили две равные группы по 29 человек: одна получала стволовые клетки, а другая — плацебо — солевой раствор.

Введение стволовых клеток быстро и существенно улучшило прогноз для тяжелобольных и пациентов в критическом состоянии, а также облегчило симптомы COVID-19. Визуализация органов грудной клетки показала существенные улучшения у таких пациентов по сравнению с группой плацебо. Кроме того, терапия уменьшила время пребывания больных в больнице — 11 дней по сравнению с 15 в контрольной группе. В экспериментальной группе никто из пациентов не умер (в группе плацебо умерли почти 7%), и все они были выписаны без наблюдаемых побочных эффектов.

По словам ученых, лечение мезенхимальными стволовыми клетками понижало уровни характеристических маркеров коронавирусной инфекции — C-реактивного белка и провоспалительных цитокинов. Секвенирование РНК одиночных клеток пациентов показало, что стволовые клетки эффективно модулируют многие механизмы иммунного ответа человека. При таком лечении у пациентов дольше сохранялись нейтрализующие коронавирус антитела. Более того, за счет уменьшения содержания в плазме нейтрофильных внеклеточных ловушек среди пациентов снизилось число случаев тромбоза.