• Latest news

Полуборьба с коронавирусом в Армении: Выделенные борьбу с COVID-19 средства не были использованы по назначению?

5 мая, 2022  13:32

В 2020 году Правительство Армении предоставило министерству здравоохранения около 26 млрд 492 млн драмов на борьбу с пандемией коронавируса. Пандемия в том году была в самом разгаре, и планировалось провести целый ряд мероприятий для ее сдерживания, а также для выявления и лечения заболевших.

Похоже, однако, что далеко не все эти средства были потрачены по назначению. Об этом, по крайней мере, свидетельствует опубликованный Счетной палатой отчет, оценивающий эффективность выделенных на борьбу с коронавирусом бюджетных расходов с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Какие же нарушения были обнаружены?

Например, результаты более 2000 тестов на коронавирус были введены в электронную систему в раньше, чем эти тесты были сданы. Или за одну и ту же компьютерную томографию оплата взималась несколько раз. Некоторым больницам перечислялись деньги, хотя они уже не занимались лечением COVID-19 в рамках госзаказа. Более того, в некоторых больницах лечение коронавирусной инфекции стоило в несколько раз дороже, чем в других.

Это лишь немногие из обнаруженных проблем.

Кого и зачем госпитализировали?

Министерство здравоохранения не предоставило полноценной информации о протестированных и госпитализированных пациентах, в результате чего авторы исследования не смогли выяснить, были ли у всех госпитализированных положительные тесты на коронавирус и были ли они госпитализированы после получения результатов теста или еще раньше. Проблема в том, что в базы данных были введены номера соцкарт людей, прошедших тестирование на коронавирус по госзаказу, однако по госпитализированным таких данных почему-то не было, и идентифицировать их и сопоставить их данные с протестированными было невозможно.

Специалисты также обратили внимание на то, что в базе данных говорится о 131 950 госпитализированных пациентах, хотя, согласно опубликованной министерством статистике, их число не превышало 80 000. При этом, из 108 873 случаев с пометкой «Госпитализирован» в 47 792 случаях результат теста на коронавирус был отрицательным, а в 61 081 случае результат теста вообще не был указан.

На самом деле в разгар пандемии было немало случаев, когда у пациентов был отрицательный тест на коронавирус, но при этом у них была пневмония, свойственная COVID-19, и таких лечили так же, как и пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Однако имеющихся данных недостаточно, чтобы понять, идет ли тут речь именно о таких пациентах, или же имела место халатность и в базах данных указаны госпитализированные, которые на самом деле госпитализированы не были.

Сколько стоило лечение госпитализированных?

Специалисты Счетной палаты обнаружили серьезные различия между стоимостью лечения одного пациента с COVID-19 в перепрофилированных медцентрах и в больницах, которым финансирование перечислялось за пролеченный случай. Продолжительность лечения в этих центрах также отличалась.

Так, средняя стоимость лечения одного пациента, в перепрофилированных МЦ составила 378 100 драмов, в то время как в больницах, которым перечисляли деньги за каждый пролеченный случай, – примерно в два раза меньше – 173 300 драмов. Средняя суточная стоимость лечения одного пациента в перепрофилированных больницах составила 37 300 драмов, а в МЦ, получающих финансирование за каждый отдельный случай, – 34 100 драмов.

Интересно также, что самая высокая стоимость лечения была зарегистрирована в МЦ «Сурб Григор Лусаворич», принадлежащем министерству здравоохранения. Здесь лечение одного пациента достигало 745 700 драмов – примерно в 2 раза больше, чем средняя стоимость. Были и месяцы, когда стоимость лечения одного пациента достигала 1 млн 367 600 драмов. Средняя суточная стоимость лечения здесь составила 74 230 драмов.

На втором месте оказалась клиника «Сурб Аствацамайр», где стоимость лечения одного пациента составляла 528 800 драмов (суточная – 44 740 драмов). Выше средней эта цифра оказалась также в медцентрах Спитака, Мартуни, Арташата, Апарана, а также в Научном центре травматологии и ортопедии.

Самая низкая стоимость лечения пациентов с COVID-19 была зарегистрирована в «Центре репродуктивного здоровья» (90 100 драмов), в медицинском центре Иджевана (121 600 драмов) и в медицинском центре Гюмри (123 900 драмов).

Что касается продолжительности лечения, в среднем лечение одного пациента в перепрофилированных центрах занимало 9 дней (в некоторых – 8-12 дней), а в клиниках, получавших финансирование за каждый отдельный случай, – 5 дней.

Согласно комментарию Минздрава, сравнивать стоимость лечения во всех этих медицинских центрах не корректно, так как лечение может быть дороже в более оснащенных, имеющих отделение реанимации, а также в многопрофильных клиниках. Да и в менее оснащенные центры обычно не отправляли пациентов в тяжелом состоянии, нуждавшихся в ИВЛ и в дорогостоящих препаратах.

По данным Минздрава, «Сурб Григор Лусаворич» принимал лишь самых тяжелых пациентов, и кроме лечения самой коронавирусной инфекции там проводились также необходимые этим пациентам неотложные операции, в том числе кардиологические, гемодиализ и прочие процедуры. Кроме того, около 20% коечного фонда клиники занимают реанимационные койки, а лечение в отделении реанимации обходится примерно в 4 раза дороже, чем в других отделениях стационара.

Так или иначе, Счетная палата пришла к выводу, что лечение коронавирусной инфекции не было организовано экономически эффективно, принцип эффективности затрат не был соблюден, а отсутствие внутреннего контроля привело ко множеству несоответствий и искажений в данных.

Тесты на коронавирус

Были также обнаружены несоответствия дат сдачи тестов и введения результатов в базу данных. Так, результаты 11 972 тестов были введены в систему через 3 дня после их сдачи, а результат 441 теста оказались в базе данных лишь спустя 14 дней. Но еще интереснее результаты 2371 теста, которые оказались в базе данных еще до того, как сами тесты были сданы. Некоторые результаты опередили сдачу тестов аж на несколько дней. И это, в отличие от госпитализированных с негативным тестом и разниц в стоимости лечения, уже не так легко объяснить.

Множественные КТ-исследования

В ряде случаев одно и то же КТ-исследование вносилось в систему «Армед» несколько раз, и министерство здравоохранения не только не замечало этого, но и по несколько раз и платило за это исследование.

Кроме того, из-за недостатка данных специалисты Счетной палаты не смогли выяснить, были ли все пациенты, прошедшие через КТ-исследования по госзаказу, пациентами с COVID-19.

Закупки

В отчетный период министерство здравоохранения не выполняла требования законов, регулирующих сферу закупок, что, как выяснили специалисты Счетной палаты, также привело к целому ряду несоответствий. Например, в период с 11 по 27 сентября 2020 года в Армении не было чрезвычайного или военного положения, но все закупки в этот период производились у одного лица.

Военное положение в стране ввели лишь 27 сентября 2020 года. В это время министерство уже имело право производить закупки у одного лица, если поставка необходимых товаров была прекращена и из-за их отсутствия на складах возник дефицит. Минздрав не регистрировал отсутствие поставок и дефицит необходимых ему товаров и просто продолжал производить закупки у одного лица.

По оценке специалистов, это указывает на несоблюдение требований действующего законодательства, регулирующего сферу закупок. Более того, получается, что ценообразование на закупаемые министерством товары осуществлялось через неконкурентные механизмы, что таит в себе риски в плане экономической эффективности.

Согласно выводам специалистов Счетной палаты, «Национальный центр обеспечения лекарственных средств и изделий» при Минздраве должен был вести тщательный учет всех лекарств и других медицинских изделий, закупаемых министерством, собирать все данные об их приемке, таможенном оформлении, хранении и отпуске. Однако на деле это, похоже, сделано не было, в результате чего специалисты, изучив данные по складам Минздрава и вышеназванного центра при нем, обнаружили несоответствия в размере 6 трлн 990 млрд 719 млн драмов.

Другие проблемы

Были обнаружены и многие другие несоответствия. Например, с марта по декабрь 2020 года многие медцентры то вносились в список клиник, участвующих в борьбе с COVID-19, то исключались из этого списка. При этом, исключенные и уже не занимающиеся лечением пациентов с коронавирусной инфекцией клиники нередко продолжали получать финансирование.

Интересно и то, что госфинансирование, выделенное на борьбу с коронавирусом в Армении, не подразумевало выплату бонусов кому бы то ни было. Однако действующий в тот период министр здравоохранения (Арсен Торосян) выплатил бонусы как персоналу Минздрава, так и сотрудникам подвластных Минздраву медцентров и других организаций.

Какие можно сделать выводы?

Средства, выделенные на борьбу с коронавирусом в Армении, нередко использовались неэффективно или не по назначению. Если бы велся более тщательный учет всех используемых средств, можно было бы избежать множества ненужных затрат – в том числе на повторную оплату одних и тех же процедур. В итоге можно было бы сэкономить средства, которые можно было бы направить на лечение большего числа пациентов – или же на другие программы в области здравоохранения.

Следите за NEWS.am Medicine на Facebook и Twitter


 
  • Видео
 
 
  • Календарь событий
 
 
  • Архив
 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
  • Facebook
 
  • Опрос
В курсе ли вы, что с 2027 года для всех граждан РА медицинское страхование будет обязательным?
Я в курсе и за
Я в курсе и против
Я в курсе, пока не сориентировался (-ась)
Я не в курсе, но принципиально за
Я не в курсе, но принципиально против
Мне все равно