Ученые обнаружили генетическое сходство между различными психическими заболеваниями

18 мая, 2022  09:45

Многие люди, у которых было диагностировано одно психическое заболевание, могут обнаружить у себя дополнительные психические заболевания, говорится в новом генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature Genetics.

Ряд психических заболеваний имеет генетическое сходство, обнаружили исследователи. Более половины людей с психическими заболеваниями имеют два или три заболевания, а около трети - четыре или более, что может затруднить их выявление и лечение.

Однако, по словам авторов исследования, новые результаты могут привести к появлению новых способов диагностики психических заболеваний и новых методов лечения сразу нескольких расстройств.

Используя генетический материал, переданный сотнями тысяч людей, исследователи провели генетический анализ 11 основных психических заболеваний: шизофрении, биполярного расстройства, большого депрессивного расстройства, тревожного расстройства, нервной анорексии, обсессивно-компульсивного расстройства, синдрома Туретта, посттравматического стрессового расстройства, проблемного употребления алкоголя, синдрома дефицита внимания/гиперактивности и аутизма.

Не существует гена или набора генов, связанных со всеми 11 расстройствами, но исследователи обнаружили, что ряд подмножеств имеет генетическое сходство. Эти подгруппы включают биполярное расстройство и шизофрению, нервную анорексию и обсессивно-компульсивное расстройство, а также большое депрессивное расстройство и тревожность.

Например, 70% генетического сигнала, связанного с шизофренией, также связано с биполярным расстройством. Но в соответствии с существующими диагностическими рекомендациями, людям обычно не ставят диагноз обоих расстройств, отметили ученые.

Исследователи также обнаружили сильную общую генетическую связь между нервной анорексией и обсессивно-компульсивным расстройством, а также то, что люди, генетически предрасположенные к меньшему типу телосложения или низкому индексу массы тела, также имеют генетическую предрасположенность к этим расстройствам.

В общей сложности исследователи выявили 152 генетических варианта, общих для множества психических расстройств, включая варианты, которые, как уже известно, влияют на определенные типы клеток мозга.

Для точного определения влияния вариантов генов, выявленных в ходе исследования, необходимо провести еще много исследований, но понимание генетики, лежащей в основе их расстройств, может успокоить некоторых пациентов с множественными психическими расстройствами, отмечает ведущий автор исследования,  доцент кафедры психологии и неврологии Университета Колорадо в Боулдере Эндрю Гротцингер.