Чем отличается человеческий мозг от мозга других приматов?

27 августа, 2022  23:49

Что отличает мозг человека от мозга животных, например, приматов? Анализируя типы клеток в префронтальной коре головного мозга четырех видов приматов, исследователи из Йельского университета выявили видоспецифические - и особенно специфические для человека – особенности.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.

Исследователи пришли к выводу, что то, что делает нас людьми, может также делать нас восприимчивыми к нервно-психическим заболеваниям.

В ходе исследования ученые обратили особое внимание на дорсолатеральную префронтальную кору, область мозга, которая является уникальной для приматов и необходима для познания высшего порядка. Используя метод секвенирования РНК одной клетки, они профилировали уровни экспрессии генов в сотнях тысяч клеток, собранных из дорсолатеральной префронтальной коры взрослых людей, шимпанзе, макак и мартышек.

Исследователи сначала задались вопросом, существуют ли какие-либо типы клеток, уникально присутствующие у людей или других проанализированных видов нечеловеческих приматов. После группировки клеток с похожими профилями экспрессии они обнаружили 109 общих типов клеток приматов, но также пять, которые не были общими для всех видов. К ним относятся тип микроглии, или специфических иммунных клеток мозга, который присутствует только у человека, и второй тип, общий только для человека и шимпанзе.

Специфический для человека тип микроглии существует на протяжении всего развития и зрелого возраста, обнаружили исследователи, предполагая, что эти клетки играют роль в поддержании жизнедеятельности мозга, а не в борьбе с болезнями.

Анализ экспрессии генов в микроглии выявил еще один специфический для человека сюрприз - наличие гена FOXP2. Это открытие вызвало большой интерес, поскольку варианты FOXP2 были связаны с вербальной диспраксией - состоянием, при котором пациенты испытывают трудности с формированием языка или речи. Другие исследования также показали, что FOXP2 связан с другими нервно-психическими заболеваниями, такими как аутизм, шизофрения и эпилепсия.