• Latest news

Министр здравоохранения непотопляема в стремлении потопить фармацевтическую сферу – Ваге Варсанян

30 марта, 2023  20:17

Минздрав Армении не продлил разрешение на импорт ряда незарегистрированных противоопухолевых, антипсихотических и некоторых других групп лекарств, действующее с 10 ноября по 28 февраля текущего года. Получить это разрешение удалось в результате нашего давления, безвыходного состояния и недовольства пациентов. Об этом заявил в беседе с NEWS.am Medicine учредитель фармацевтической компании «Вага Фарм» Ваге Варсанян.

«Мы боремся, разъясняем ситуацию, чтобы разрешили ввоз и обеспечение лекарствами всех жизненно важных групп, что разрешение на ввоз некоторых групп лекарств - косметическое, а они запрещают еще и это косметическое. То есть все, у пациентов с опухолями и психическими расстройствами после 28 февраля внезапно улучшилось состояние? Министр Аванесян везде повторяет, что их мониторинговая группа еженедельно мониторит рынок, и если возникает необходимость в увеличении препаратов определенных групп, то разрешают ввоз и этих групп незарегистрированных лекарств. Она перманентно врет после 10 ноября, импорт никаких лекарств не был разрешен, пусть назовет хоть одно название. А сейчас еще и запрещают ввоз лекарств этих нескольких групп. Всем известна русская пословица «Наглость - второе счастье», я лишь дополню: «Наглость - второе счастье, а первое - неадекватность», - заявил Варсанян.

По его словам, эти препараты составляют всего 2% рынка лекарств, но импорт даже этого малого ассортимента принес ощутимую пользу, поскольку многие из этих лекарств являются незаменимыми. Например, по его словам, с осени прошлого года в Армении наблюдался дефицит тамоксифена - незаменимого препарата для лечения некоторых типов рака молочной железы. В рамках данного разрешения удалось частично удовлетворить потребности пациентов. Сейчас же лекарство вновь исчезнет из аптек, поскольку оно не зарегистрировано в Армении.

Помимо этого, разрешение дало возможность компании «Вага Фарм» ввезти такие всем известные и пользующиеся большим спросом лекарства, как валокордин и корвалол, поскольку они содержат вещество фенобарбитал. Без данного разрешения упомянутые лекарства невозможно привозить, поскольку правообладатели зарегистрировали их в Армении с таким формальным отличием, что ввозить их с других рынков просто невозможно. Компания совершила параллельный ввоз валокордина из Латвии и Грузии, что привело к значительному снижению их розничных цен.

Так, флакон валокордина в 20 мл немецкой фирмы «Krevel» в аптеках компании «Натали Фарм» продается за 1650 драмов, а 50 мл - 3650 драмов. В аптеках «Вага Фарм» их реализуют по цене 660-670 и 1270-1290 драмов соответственно, то есть по значительно более низкой цене. Валокордин, который на монопольной основе импортируется компанией «Натали Фарм», зарегистрирован в Армении с показанием принимать 22 капель за один прием, а тот валокордин, который завозит компания «Вага Фарм», имеет показание - 20 капель, и поэтому считается незарегистрированным в Армении. Годовое потребление лекарства колеблется в пределах 150 000 флаконов в 20 мл и около 65 000 флаконов в 50 мл.

«Мы снизили цену на корвалол более чем в два раза, с 280 до 130 драмов, а его годовое потребление колеблется от 400 000 до 500 000 флаконов. Это касается и других лекарств из данных шести групп, цены на которые значительно упали во время параллельного импорта. Например, антипсихотический препарат «Риспаксол» 2мг (60 таб.) в других аптеках продается за 12 900 драмов, а 4 мг (60 таб.) - 20 700 драмов, а в аптеках «Вага Фарм» они стоят 4 500-4 700 драмов и 6 800-7 000 драмов соответственно.

Если в стране есть возможность параллельного ввоза, то и компании-производители сами тоже снижают цены на поставку своих лекарств. Но сейчас эта возможность вновь закрылась», - пояснил Варсанян, добавив, что ничем, кроме покровительства, все это не объяснить.

«Фактически министр здравоохранения не хочет, чтобы население приобретало эти препараты по доступной цене. Пусть также объяснит: если пациенту назначен широко применяемый при шизофрении, депрессии и иных невротических расстройствах сульпирид, и сроки регистрации в Армении вариантов данного препарата производства и французской компании «Эглонил», и латвийской «Бетамакс» завершились, и нет других зарегистрированных вариантов, то как быть?

Обо всем этом можно сколько угодно писать, говорить, но это недоступно министру, как и вселенная», - сказал учредитель фармацевтической компании «Вага Фарм».

Он добавил, что такая политика приводит к процветанию контрабанды лекарствами. «Благодаря министру, данная сфера поставлена на рельсы незаконного ввоза и контрабанды. Спрос на лекарства не удовлетворяется законным путем, и ряд импортеров не могут устоять перед соблазном и процветают на этом. А инспекционный орган не противодействует всему этому», - отметил Варсанян.

Повышение штрафов за ввоз и продажу незарегистрированных лекарств он считает популистским шагом. Вместо этого инспекционный орган может запросить у Комитета госдоходов данные об импорте лекарств, получить из Минздрава данные о том, какие лекарства разрешили ввозить, а какие – нет, сверить эти данные и получить полную картину незаконного обращения лекарств. «Но ничего не делается, и получается, что они прямо или косвенно поддерживают контрабанду. Мы и в прошлом году, и в 2023-ем обратились в инспекционный орган, но пока нет никакого ответа. Сейчас мы собираемся обратиться в Генпрокуратуру с требованием дать правовую оценку бездействию инспекционного органа», - сказал представитель компании «Вага Фарм».

Варсанян добавил: и с таким подходом Минздрав идет на внедрение всеобщего страхования здоровья. К 2027 году планируется генерировать 1 млрд. долларов на здравоохранение. С таким показателем, по его словам, в лекарственном портфеле страны должно быть как минимум 10 000 наименований, а у нас всего 3 200 зарегистрированных лекарств, многие из которых повторяются, а еще одна часть была в свое время зарегистрирована, но давно не производится.

«Без лекарств будут делать всеобщее страхование. Они поведут к очередной растрате огромных сумм денег, но при этом будут говорить, что осуществляют асимметричные институциональные реформы», - сказал Варсанян.

Комментируя заявление министра о том, что дефицит лекарств наблюдается во всем мире из-за логистических проблем, он подчеркнул, что логистические проблемы, действительно, существуют. Но это как раз означает, что надо не запрещать, а дать возможность импортерам искать дефицитные лекарства на развитых рынках и поставлять их.

Во всем этом руководитель фармкомпании видит, с одной стороны, личную выгоду чиновников, а с другой - равнодушие к жизненным проблемам населения.

«Самые простые вопросы просто не решаются. Процесс обеспечения документооборота по части импорта Минздрава в парализованном состоянии. В отделе лекарств оформление документов по части импорта по всей стране, и все остальные задачи возложены на одну сотрудницу - Ашхен, которая просто не успевает сделать эту техническую работу в срок.

Нужно много раз звонить экспертам из Центра экспертизы лекарств, потом - начальнику отдела импорта Анне, затем - замдиректора Лилит, чтобы они написали заключение и отправили в министерство, потом надо обратиться в министерство, к Ашхен, начальнику отдела Марине… На телефонные звонки же принципиально не отвечают, умышленно строят преграды. Все это просто надоедает. И это происходит по каждому делу по части импорта.

Мы говорим, пишем, что эти отделы надо пополнить новыми сотрудниками, их не хватает. Преднамеренно этого не делают. Это и есть их институциональные реформы. Абсурдные преграды, затягивание с делопроизводством – все это придает особую важность чиновникам. Говорят, это во всем мире так, эта болезнь не признает ни нации, ни религии, но эти зашли слишком далеко и это сильно надоедает», - заключил Варсанян.

 

Следите за NEWS.am Medicine на Facebook и Twitter


 
  • Видео
 
 
  • Календарь событий
 
 
  • Архив
 
  • Самые читаемые

месяц

неделя

день

 
  • Facebook
 
  • Опрос
В курсе ли вы, что с 2027 года для всех граждан РА медицинское страхование будет обязательным?
Я в курсе и за
Я в курсе и против
Я в курсе, пока не сориентировался (-ась)
Я не в курсе, но принципиально за
Я не в курсе, но принципиально против
Мне все равно