Гардасил как мера недоверия к власти: успех инициативы при самых благих намерениях под вопросом

17:06   29 декабря, 2017
Вопрос вакцинации против вируса папилломы человека гардасилом в Армении вышел за рамки проблемы здравоохранения, и стал политическим. По составу участников кампаний «за» и «против» явно просматривается разлом по линии «прозападников» и «пророссиян», хотя не надо забывать, что антипрививочные кампании зародились на Западе. Сторонники гардасила, однако склоняются к тому, что на Севере используют все возможности, в том числе возникшие на Западе, чтобы Армению держать подальше от того же самого Запада. Хотя и на Западе, судя по общению с соотечественниками в разных странах мира, очень многие врачи именно к гардасилу относятся с опаской.

Но самое главное: истерия на тему «уничтожения армянского гена» и «вселенского заговора против армян» падает на благодатную почву тотального недоверия к собственной власти.

А на основании чего, собственно, этому народу верить в благие намерения хотя бы одного министра или замминистра?  Конечно, в версию о том, что «съели грант», верится с большей легкостью, чем в стремление «спасти население от рака». Тем более, что для спасения от рака до сих пор государство не особо и пеклось, платя гроши за лечение онкобольных, и с легкостью оставляя их на волю судьбы. Даже простую скрининговую программу по профилактике рака шейки матки не смогли нормально организовать. Министр здравоохранения Левон Алтунян свалил все на армянских женщин: типа, зовем на обследование, а они не ходят.

Тут же вспоминается история с обогащением муки фолиевой кислотой. Сторонники прививки против ВПЧ видят сегодня в шумихе против гардасила ту же руку, что и в истории с обогащением муки. Но и в истории с фолиевой кислотой большую роль сыграло то же недоверие к власти: когда это правительство Армении пеклось о доступности необходимых питательных веществ в рационе населения? Когда вело политику снижения цен на мясо и другие необходимые продукты, чтобы население не питалось одним хлебом и макаронами, чтобы потом еще думать, что бы такое в эти хлеб и макароны добавить? Когда заботилось о безопасности продуктов питания? Свидетельство того - последние скандалы с курятиной и кониной.

Так что версия о том, что за это правительству деньги дали, поэтому и проталкивают, вполне правдоподобна. Возможно, конечно, что деньги дали за что-то очень даже хорошее, но если народ правительству не доверяет, его в этом убедить очень сложно.

В ходе обсуждения темы прививки против ВПЧ в парламентской комиссии по здравоохранению и социальным вопросам в ответ на заявление руководителя аналитического центра «Митк» Айка Айвазяна, что родители не ведут своих девочек на вакцинацию гардасилом, организатор здравоохранения Арсен Торосян отпарировал: «Вы виноваты». Но истоки негативного отношения к гардасилу надо искать глубже: это форма общественного протеста.

Кстати, многие врачи в Армении тоже с издержками относятся к гардасилу. Их основные аргументы сводятся к тому, что вакцина новая, малоизученная, прошло мало времени, чтобы судить о ее реальной эффективности в деле профилактики рака шейки матки. Они предлагают в вопросе ее внедрения немного подождать. Правда, на обсуждение в парламент из всех врачей, сомневающихся в эффективности данной вакцины, пришел только один.

В ходе фейсбуковской конференции радио «Азатутюн» министр Алтунян в ответ на вопрос, готов ли он нести уголовную ответственность в случае нанесения вреда здоровью или смерти от прививки гардасилом, во-первых, назвал вопрос провокационным, а во-вторых, сказал, что не поддастся искушению сказать «да», поскольку это – профанация. Так что ответственность за выбор: вакцинировать своих девочек гардасилом или нет, ложится только на родителей. Опрос на нашем сайте показывает, что согласны вакцинировать своих дочерей 10% респондентов, не согласны – 81%, и пока не определились 10%. Конечно маленький опрос на сайте не может быть статистически достоверным, но даже с учетом значительной погрешности с такими цифрами успех инициативы даже при самых благих намерениях под вопросом, если, конечно, не будет запущен «добровольно-принудительный механизм».

Анаит Саркисян



© NEWS.am Medicine