Гены повышают риск ожирения лишь на 40% - ученые

28 июля, 2016  17:45

Некоторые люди с ожирением обвиняют во всем свои гены. Оказывается, гены и правда могут быть связаны с ожирением, однако даже мощнейшие гены повышают этот риск лишь на 40%. Это означает, что есть еще 60%-ная вероятность, что ожирения не будет, особенно если человек будет вести здоровый образ жизни. Ген, мутации в котором увеличивают риск развития ожирения на 30-40%, описали исследователи из Brown University.

Речь идет о гене CREBRF. Чтобы выяснить его роль в развитии ожирения, ученые провели анализ геномов более 5000 жителей Самоа, где, как известно, проживает огромное количество тучных людей: у 80% мужчин и 91% женщин есть лишний вес. Оказалось, что около 25% жителей Самоа являются носителями одного из вариантов гена CREBRF.

В других популяциях этот вариант встречается довольно редко, однако распространены другие гены, связанные с ожирением. Наиболее известный – ген FTO. Впрочем, ген CREBRF хоть и встречается реже, но вероятнее всего является наиболее важным генетическим фактором из всех обнаруженных, считают авторы, так как риск ожирения он повышает больше, чем все другие гены.

По словам ученых, обнаруженная ими вариация гена CREBRF провоцирует набор веса – клетки начинают запасать больше жира и тратить меньше энергии. Скорее всего, такая мутация гена закрепилась в популяции в период голода, однако сейчас, когда люди стали больше есть и меньше двигаться, она утратила свою важность, а ее носители стали чаще страдать ожирением.

Ученые, однако, выяснили, что носители этого генетического варианта, несмотря на лишний вес, не входили в группу высокого риска развития диабета. Это заболевание у них развивалось даже реже, чем у остальных членов популяции.

Авторы также отметили, что генетическая предрасположенность не должна быть оправданием, и людям стоит следить за своим здоровьем и правильно питаться независимо от того, какие у них гены.