Настоящий возраст вируса Эболы — 16-23 миллиона лет?

27 октября, 2014  15:56

Американские ученые выяснили, что Филовирусы (к которым принадлежит вирус лихорадки Эбола и его не менее опасный родственник — вирус Марбург) возникли как минимум 16-23 миллиона лет назад, в эпоху миоцена.

В прошлом считалось, что филовирусы появились лишь около 10 тысяч лет назад, одновременно с возникновением сельского хозяйства. Но американские ученые утверждают, что они намного древнее и возникли еще в ту эпоху, когда на Земле появились человекообразные обезьяны. О своем открытии ученые рассказали в журнале PeerJ и в пресс-релизе университета штата Нью-Йорк в Баффало.

Дерек Тэйлор (Derek Taylor) и Джереми Брюнн (Jeremy Bruenn) работали с «ископаемыми генами» — фрагментами генетического материала, попавшими в ДНК млекопитающих во время вирусной инфекции. Один такой филовирусный ген (VP35) обнаружился в одном и том же месте в геноме двух видов хомяков и двух видов полевок. Ученые решили, что вирус попал к грызунам еще до того, как они стали отдельными видами (что было примерно 16-23 миллиона лет назад).

Интересно, что ископаемый VP35 с генетической точки зрения ближе к Эболе, чем к Марбургу — то есть, уже в миоцене эти вирусы начали расходиться.

Изучение древнейшего прошлого вирусов может помочь человечеству в борьбе с нынешней эпидемией: по мнению Тэйлора, данные о связях Эболы и Марбурга могут быть полезны для создания единой вакцины от обеих болезней.

Также новые знания о прошлых жертвах филовирусов подскажут, какие ныне существующие животные могут скрывать в себе неизвестных родственников вируса Эбола.