Противоопухолевые препараты помогут в лечении заразного рака у тасманийских дьяволов

11 апреля, 2018  22:44

Разрастанию опухолей у тасманийских дьяволов препятствуют противораковые препараты, обычно применяемые для лечения людей, в том числе аксатиниб. Об этом говорится в статье в Cancer Cell биологов из Кембриджского университета, которые исследовали две разновидности инфекционного рака среди этих животных.

Сумчатые дьяволы (Sarcophilus harrisii) — эндемики Тасмании и крупнейшие хищники на острове. В 1996 году был зарегистрирован первый случай лицевой опухоли дьяволов — злокачественного инфекционного рака, который, по-видимому, передается через укусы. В начале заболевания у особи появляется припухлость вокруг пасти, из которой вырастают злокачественные опухоли, которые распространяются по всему телу животного. В течение полугода дьявол обычно погибает от отказа внутренних органов, от голода или вторичных инфекций. За 20 лет популяция сумчатых дьяволов сократилась на 80%, а некоторые популяции с высокой плотностью вымерли полностью.

В 2014 году исследователи обнаружили у дьяволов вторую разновидность лицевой опухоли и ученые из Кембриджа описали ее в одной из предыдущих статей. Такое открытие было тем более странно, что трансмиссивный рак — очень редкое заболевание. Кроме сумчатых дьяволов заразная форма рака возникает у собак (и обычно он для них не смертелен), и у моллюсков.

В новой работе биологи под руководством доктора Элизабет Мурчисон (Elizabeth Murchison) сравнили гистологию, генетический профиль, мутации и устойчивость к лекарственным препаратам обеих разновидностей рака. Ученые выяснили, что они развились из тканей одного типа у двух особей. По-видимому, зарождение злокачественных опухолей произошло без участия мутагенов или вирусов.

«Исходя из полученных результатов, мы предполагаем, что обе разновидности инфекционного рака, по-видимому, возникли сами по себе. Мы не нашли на ДНК-уровне доказательств того, что причиной рака стали внешние факторы и инфекционные агенты, такие как вирусы», — объясняет ведущий автор исследования Максимилиан Штаммнитц (Maximilian Stammnitz).

Также исследователи обнаружили, что обе разновидности рака чувствительны к ингибиторам ДНК-репарации (восстановления поврежденной ДНК) и ингибиторам рецепторов тирозинкиназ — ферментов, которые способствуют разрастанию злокачественных опухолей. Сейчас на основе ингибиторов тирозинкиназ создан ряд препаратов (афатиниб, акситиниб), которые используются для лечения разных видов рака у людей. Авторы работы предполагают, что их можно будет использовать и для лечения сумчатых дьяволов.