Чем коронавирус похож на рак?

2 июля, 2020  09:40

Новый коронавирус SARS-CoV-2 использует такую же стратегию распространения по организму, что и раковые клетки, как выяснили ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Как сообщает издание The Conversation, теоретически это открытие может означать, что противоопухолевые препараты могут помочь справиться с COVID-19.

Как выяснили исследователи, для захвата клеток коронавирус использует киназы — ферменты, которые катализируют перенос фосфатной группы от одной молекулы другой и таким образом обеспечивают функционирование клеточного метаболизма.

Как рассказывает lenta.ru, ученые создали подробную карту киназ, способствующих инфицированию, а также выделили существующие противораковые препараты, изменяющие функции этих ферментов, используемых коронавирусом.

По словам ученых, некоторые виды киназ обеспечивают рост раковых опухолей: становясь слишком гиперактивными, киназы приводят к неконтролируемому размножению клеток. Вирусы также изменяют функции клеток, чтобы перенаправить их метаболизм на синтез вирусных белков и нуклеиновых кислот и создать новые вирусные частицы. В этом процессе также активно участвуют киназы.

В ходе эксперимента ученые заразили новым коронавирусом клетки зеленой мартышки, после чего измельчили их и проанализировали масс-спектрометром, чтобы определить, какие именно молекулы были фосфорилированы. То же самое было сделано со здоровыми клетками.

Оказалось, что 49 различных киназ (всего известно 518 человеческих киназ) способствуют распространению вируса в организме. Некоторые из них задействованы в сигнальном пути MAPK, который контролирует воспалительные реакции в организме и может играть роль в инициировании цитокинового шторма, который иногда развивается при тяжелой форме COVID-19.

Вирус также использует казеин-киназу 2, вызывающую рост микротрубочек на поверхности клеток. Эти отростки протягиваются к другим клеткам, облегчая их заражение коронавирусом.

Изучив данные о 250 препаратах, ингибирующих киназы, и нашли 87, которые влияют на используемые коронавирусом ферменты. Некоторые из них уже применяются в борьбе с раком или проходят клинические испытания. Не исключено, что они могут быть перенаправлены на лечение COVID-19.

Тестирование 68 препаратов показало, что часть из них эффективно уничтожает коронавирус в клетках, например силмитасертиб, подавляющий казеин-киназу 2. Однако необходимо провести клинические испытания, прежде чем начать применять эти средства для лечения людей.