Ученые нашли причину расстройств пищеварения после молока

11 октября, 2016  10:41

Микробиологи из Новосибирского государственного университета и университета Гронингена выяснили, что люди с непереносимостью молока должны пить его ради бифидобактерий. Исследование опубликовано в журнале Nature genetics.

Международная команда специалистов изучила, что употребляют жители Нидерландов. Более 1,5 тысяч мужчин и женщин от 18 до 84 лет прошли исследование на микробиомы — колонии бактерий во внутренних органах человека.

В результате работы ученые установили более 40 участков человеческого генома, влияющих на количество бактерий или функциональных групп бактериальных генов.

Так, интересный результат учёные получили в локусе LCT, генотип которого у человека определяет непереносимость лактозы. Было установлено, что у взрослых людей с непереносимостью лактозы имеется значительная корреляция между потреблением молочных продуктов и количеством бактерий рода Bifidobacterium в кишечнике. В то же время у людей, способных усваивать лактозу, эта зависимость полностью отсутствует.

«Про то, что уровень бифидобактерий у людей с непереносимостью лактозы (молочного сахара) выше, чем у людей, которые могут расщеплять лактозу сами, было уже известно. А вот то, что у людей с непереносимостью лактозы уровень бифидобактерий положительно скоррелирован с потреблением молочных продуктов — это принципиально новое знание. Причем, исходя из этих двух фактов, по-прежнему непонятно, являются ли бифидобактерии «агнцами» или «козлищами».», - рассказал  сотрудник лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики НГУ Александр Курильщиков порталу «Сибмед».

По его словам, наблюдаемые ассоциации можно объяснить двумя способами.

Первый: чем больше у человека бифидобактерий — тем больше он может употреблять молочных продуктов без проблем с кишечником. Это, собственно, тот механизм, который был изначально предложен при обнаружении ассоциации локуса LCT с уровнем бактерий. И он выглядит достаточно логично: если расщепить лактозу человек не может сам — за него это может сделать бифидобактерия, и полученные питательные вещества могут быть усвоены колоноцитами кишечника. В этом сценарии бифидобактерии помогают человеку с непереносимостью лактозы усваивать молочный сахар.

Второй: чем больше человек употребляет молочных продуктов — тем больше у него бифидобактерий. В этом случае бифидобактерии — скорее, зло, поскольку повышенное потребление молока будет вызывать рост бактерий с простым метаболизмом. И это, предположительно, не очень хорошо. Аналогичный механизм для кишечного микробиома показан для другого полисахарида, инулина. Сам человек не способен его усваивать, а вот бактерии с удовольствием едят. В результате слишком большое потребление инулина приводит к кишечным расстройствам.