Найдено новое средство от облысения

9 мая, 2018  17:40

Ученые обнаружили, что препараты, предназначенные для лечения остеопороза, могут быть использованы как средство для предотвращения облысения. Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.

Натан Хокшоу (Nathan Hawkshaw) и его команда из Университета Манчестера заметили, что препарат циклоспорин А, использовавшийся в прошлом после трансплантации волос, вызывает их чрезмерный и нежелательный рост.

Изучая механизм побочного эффекта этого иммунодепрессанта, ученые обрабатывали культуру волосяных фолликулов циклоспорином А и анализировали активность генов клеток корней волоса. Оказалось: циклоспорин А действует независимо от его иммунодепрессивного эффекта, в частности на ген в корне волоса, препятствуя выработке белка SFRP1, который является естественным тормозом для роста волос.

Циклоспорин же отключает этот «тормоз» и тем самым способствует росту волос, но подавляет нормальную функцию иммунной системы и поэтому не подходит в качестве препарата от облысения. Исследователи начали искать лекарство, ингибирующее белок SFRP1, но без опасных побочных эффектов.

Им оказался WAY--31660, препарат, первоначально разработанный против остеопороза. Когда исследователи обрабатывали им человеческие волосяные фолликулы, видимый эффект появлялся только через два дня: стержень волос фолликулов рос значительно быстрее, чем у контрольных, необработанных. И даже быстрее, чем с циклоспорином А. При этом производство кератина в корне волоса заметно увеличивалось.

Но самым большим требованием при лечении выпадения волос является увеличение фазы активного роста волосяного фолликула. В случае алопеции корни волос преждевременно и необратимо переходят в состояние покоя. Поэтому важно было проверить, воспроизводит ли WAY-31660 этот эффект циклоспорина А. Через шесть дней после начала эксперимента значительно больший процент обработанных волосяных фолликулов, в сравнении с контрольными, все еще находился в фазе активного роста.

«Это демонстрирует, что WAY-31660 является многообещающим стимулом роста человеческого волоса», - заявляют  Хокшоу и его коллеги. Поскольку препарат также очень селективно влияет на производство SFRP1, он может относительно хорошо переноситься и иметь мало побочных эффектов.

Следующим шагом должно стать клиническое испытание, которое покажет, являются ли это и подобные ему средства эффективными и безопасными для пациентов с выпадением волос.