Вред курения передается через поколения – исследование

2 июня, 2021  17:23

Курение вредит не только человеку, но и его потомкам. Новое исследование, опубликованное в European Respiratory Journal, показало, что у детей мужчин, матери которых курили, или которые сами курили в возрасте до 15 лет, чаще развиваются нарушения со стороны органов дыхания.

Как сообщает Medportal.ru, в последние годы появляется все больше доказательств того, что курение родителей до зачатия ребенка увеличивает риск болезней органов дыхания у потомков. Курение и другие внешние факторы, действующие на родителей, не меняют геном, поэтому ученые предполагают, что свою роль здесь могут играть различные эпигенетические факторы. Речь идет о поверхностных изменениях ДНК: к молекуле могут присоединяться метильные группы (процесс называют метилированием ДНК). Это не влияет на сами гены, но меняет то, как они работают. Большая часть таких изменений не передается по наследству, однако есть исключения.

Во время внутриутробного развития и до подросткового возраста дети особенно восприимчивы к влиянию внешних факторов на ДНК. До завершения полового созревания, формируются половые клетки, которые несут наследственную информацию.

В новом исследовании ученые хотели оценить риск передачи пагубного влияния воздействия курения в эти периоды следующим поколениям. Они выяснили, что у детей мужчин, которые начали курить до подросткового возраста, были снижены показатели дыхания (объем форсированного выдоха и жизненная емкость легких) по сравнению с показателями детей, отцы которых не курили. У детей, бабушки которых вдыхали табачный дым во время беременности, ученые наблюдали те же проблемы: функция легких была нарушенной, что указывает на риск болезней органов дыхания (например, бронхиальной астмы).  Ранее ученые уже демонстрировали, что у мужчин, которые курили в возрасте младше 15 лет, чаще, чем у остальных, появляются дети с высоким риском развития бронхиальной астмы.