Как формируется долговременная память?

4 октября, 2022  09:37

Долговременная память зависит как от повторения событий, так и от сложного неврологического процесса обучения, благодаря которому эти воспоминания сохраняются, показало новое исследование группы неврологов. Результаты исследования дают более детальное представление о том, как формируются эти типы воспоминаний, а также о том, что может нарушить их формирование.

Результаты исследования ученых из Нью-Йоркского университета опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Исследователи стремились лучше понять, что лежит в основе хорошо задокументированного неврологического процесса - в частности, того, что повторяющиеся события вызывают долговременную память, в то время как отдельные события этого не делают.

Оставалось неясным, как повторяющиеся события взаимодействуют друг с другом для формирования памяти.

Чтобы изучить этот вопрос, ученые исследовали Aplysia californica, калифорнийского морского слизня. Aplysia является модельным организмом для такого рода исследований, поскольку ее простые воспоминания хорошо изучены на молекулярном и клеточном уровне. Нейроны, управляющие ими, можно выделить и изучить в чашке Петри, как это сделали авторы исследования, воспроизведя все основные компоненты формирования памяти. Исследователи «тренировали» эти нейроны, применяя повторяющиеся химические импульсы, которые повторяли реакцию Aplysia на стимулы, такие как легкие удары током, обычно используемые в экспериментах. Затем они наблюдали за долгосрочным укреплением связей между нейронами, имитируя, таким образом, формирование долгосрочной памяти.

В рамках этих экспериментов исследователи специально изучили результирующую активность белка ERK, который необходим для памяти.

Ранее ученые считали, что активность ERK должна нарастать в процессе обучения. Но в новом исследовании ученые обнаружили более сложную динамику: «перетягивание каната» между молекулами, которые активируют ERK (и поэтому способствуют запоминанию) и теми, которые деактивируют его (и поэтому противостоят запоминанию).

Они отмечают, что только после одного испытания деактивирующая сторона «перетягивания каната» преобладала, и активность ERK останавливалась, предотвращая формирование памяти. Напротив, для предотвращения снижения активности ERK требовалось второе испытание, что позволяло воспоминаниям закрепиться.