Армянские ученые работают над созданием лекарственных средств, уничтожающих раковые клетки

28 февраля, 2023  17:35

Лаборатории биоинженерии и биомедицинских исследований Института биохимии имени Грачья Буниатяна Национальной академии Армении совместно с центром Молекулярной фотоники и фотохимии Института физики Национальной академии наук Беларуси проводят исследования с целью создания лекарственных средств, которые уничтожают раковые клетки, не повреждая здоровые.

«Известно, что в раковых клетках количество работающих по принципу антенны рецепторов фолиевой кислоты (витамин B9) в 100-300 раз больше, чем в здоровых клетках. Используя это обстоятельство, мы соединили с фолиевой кислотой содержащие цинк порфирины (соединения в фоточувствительной природе).

Полученные комплексы целевым образом соединяются с рецепторами фолиевой кислоты раковых клеток, и после воздействия на них лазером они уничтожают только раковые клетки. Из этих комплексов мы выбрали композит с самым высоким соотношением веществ – 20/1 [ФК + Zn-TBut4PyP].

Свойства композитов были изучены в условиях разных концентраций pH и NaCl, которые характерны для рака. Низкая стоимость получения таких композитов дает возможность использовать их в фотодинамической терапии опухолей. Порфирины могут использоваться также в борьбе с бактериями, грибками и вирусами», - сказал руководитель научной группы, заведующий лабораторией биоинженерии Института биохимии имени Грачья Буниатяна, кандидат биологических наук Григор Гюльханданян.

Исследование имеет и фундаментальное, и прикладное значение. На основе данного исследования  будет продолжено создание композитов из других подобных соединений (другие витамины, белки, гиалуроновая кислота), наночастиц, (серебро, золото) и порфиринов, которые могут показать более высокую активность по отношению к клеткам рака. Работа будет продолжена и в 2023 году, и после ее завершения самое активное соединение будет опробовано на крупных животных.

Результаты исследования опубликованы в авторитетном научном журнале «Journal of Innovative Optical Health Sciences», Vol. 15(1), pp. 2142007-1 - 2142007-16, (2022).