Стареющие клетки могут способствовать распространению рака яичников – исследование

17 января, 2024  08:36

Рак яичников опасен тем, что часто остается незамеченным, пока не распространится за пределы яичников, а симптомы могут быть вызваны и другими заболеваниями.

Ученые считают, что старение может усиливать распространение рака яичников и других видов рака, но механизмы, лежащие в его основе, до конца не ясны. Теперь исследователи из Индийского института науки обнаружили, что клетки рака яичников легче распространяются в тканях, которые находятся в старческом состоянии, поскольку эти ткани выделяют уникальный внеклеточный матрикс, который притягивает распространяющийся рак.

Результаты исследования опубликованы в журнале Cellular and Molecular Life Sciences.

Для изучения этого феномена исследователи использовали модель старения, вызванного химиотерапией. Сначала они извлекли ткани, расположенные в полостях тела мышей, и подвергли половину этих тканей воздействию химиотерапевтических препаратов, используемых для лечения рака, что привело их к старению - состоянию, при котором клетки перестают реплицироваться, но не умирают.

Затем команда исследователей подвергла молодые и старые ткани мыши и человеческие тканеподобные клеточные листы воздействию клеток рака яичников. Они использовали временную визуализацию для мечения нормальных и раковых клеток различными флуоресцентными маркерами, чтобы их можно было изучать под микроскопом в течение длительных периодов времени.

Они обнаружили, что раковые клетки предпочитают селиться на старых тканях, более того, они селятся ближе к старым нормальным клеткам в клеточных листах.

Чтобы выяснить, что притягивает раковые клетки к старым клеткам, команда сначала задалась вопросом, привлекают ли их сигнальные молекулы, которые выделяются старыми клетками и распространяются на большие расстояния. Они построили компьютерные модели, чтобы изучить взаимодействие между раковыми и старыми клетками.

То, что они обнаружили, было удивительно: раковые клетки заманивали не диффундирующие молекулы. Это белки, выделяемые старыми клетками, которые оседают на внеклеточном матриксе (ECM) - основе, на которой клетки прилипают и растут, - и которые притягивали раковые клетки.

Основываясь на полученных результатах, исследователи предполагают, что это может быть одной из причин того, что у пожилых людей обычно наблюдается худший исход при раке, чем у молодых.