Ученые выявили реакцию человеческих органов на 7-дневное голодание

2 марта, 2024  19:17

Новые данные свидетельствуют о том, что во время длительного голодания в организме происходят значительные, систематические изменения во многих органах. Полученные результаты свидетельствуют о пользе для здоровья не только в плане снижения веса, но и о том, что любые потенциально важные для здоровья изменения происходят только после трех дней без еды.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Metabolism, расширяет понимание того, что происходит в организме после длительного отсутствия пищи.

Определив потенциальную пользу для здоровья от голодания и лежащую в их основе молекулярную основу, ученые из Исследовательского института точного здравоохранения Лондонского университета Королевы Марии и Норвежской школы спортивных наук разработали дорожную карту для будущих исследований, которые могут привести к терапевтическим вмешательствам, в том числе для людей, которым голодание может принести пользу, но нельзя подвергаться длительному голоданию или диетам, имитирующим голодание, таким как кетогенные диеты.

Во время голодания организм меняет источник и тип энергии, переключаясь с потребляемых калорий на использование собственных жировых запасов. Однако, помимо этого изменения источников топлива, мало что известно о том, как организм реагирует на длительные периоды без пищи и какие последствия для здоровья — полезные или неблагоприятные — это может иметь. Новые методы, позволяющие исследователям измерять тысячи белков, циркулирующих в нашей крови, дают возможность систематически изучать молекулярные адаптации к голоданию у людей в мельчайших деталях.

Исследователи понаблюдали за 12 здоровыми добровольцами, принявшими участие в семидневном голодании. В период исследования испытуемые употребляли лишь воду. За добровольцами ежедневно проводилось тщательное наблюдение, чтобы зафиксировать изменения уровней примерно 3000 белков в их крови до, во время и после голодания. Определив, какие белки участвуют в реакции организма, исследователи затем могли бы предсказать потенциальные последствия длительного голодания для здоровья, объединив генетическую информацию, полученную в результате крупномасштабных исследований.

Как и ожидалось, исследователи наблюдали, как организм переключает источники энергии — с глюкозы на запасенный в организме жир — в течение первых двух-трех дней голодания. Добровольцы потеряли в среднем 5,7 кг как жировой, так и мышечной массы. После трех дней приема пищи после голодания вес остался на прежнем уровне — потеря мышечной массы была почти полностью восстановлена, но жировая масса осталась на прежнем уровне.

Впервые исследователи наблюдали, как примерно через три дня голодания в организме происходят отчетливые изменения в уровне белка, что указывает на реакцию всего организма на полное ограничение калорий. В целом, каждый третий из измеренных белков значительно изменился во время голодания во всех основных органах. Эти изменения оказались постоянными у всех добровольцев, но были также зафиксированы характерные для голодания признаки, выходящие за рамки потери веса, такие как изменения в белках, которые составляют поддерживающую структуру для нейронов в головном мозге.