Разработан новый метод, позволяющий быстро определить, является ли вирус инфекционным или неинфекционным

23 июля, 2024  22:23

Новый метод, позволяющий быстро определить, является ли вирус инфекционным или неинфекционным, может произвести революцию в борьбе с будущими пандемиями, пишет News Medical Life Sciences.

Этот метод, получивший название FAIRY (Fluorescence Assay for vIRal IntegritY), позволяет за считанные минуты проверить вирусы на вирусоцидные противовирусные препараты, что дает возможность быстро определить эффективность противовирусных мер, таких как дезинфицирующие средства, разрывающие цепь инфекции.

Доктор Самуэль Джонс из Бирмингемской школы химии возглавил исследовательскую группу, разработавшую анализ FAIRY. «В среднем каждые четыре года обнаруживается новый вирус, обладающий пандемическим потенциалом, и существует множество других уже известных вирусов, способных преодолеть видовой барьер. Однако, насколько нам известно, в настоящее время не существует анализа, способного определить, содержит ли образец интактные или неинтактные вирусы, и, следовательно, показать, является ли он инфекционным или неинфекционным, без культивирования клеток, которое может занять несколько недель», - отметил ученый.

В настоящее время для определения вирусной инфекционности используется метод золотого стандарта - культивирование клеток, что занимает много дней для получения результатов, требует наличия специалистов для проведения анализа, а также культивируемой клеточной линии, которая доступна не для всех вирусов. Необходимость использования культивируемых клеток также ограничивает существующие методы противовирусными препаратами, не повреждающими клетки, что делает открытие новых дезинфицирующих средств дополнительной задачей.

В новом методе используется краситель, который обычно проникает в вирусы через поры в капсиде (белковой оболочке), окружающем их генетический материал (ДНК или РНК). Этот краситель конъюгирован с более крупной молекулой, которая не позволяет ему проникать через поры капсида. Когда краситель связывается с вирусной ДНК или РНК, он дает флуоресцентный сигнал. В результате анализ показывает, интактен ли вирус, а значит, инфекционен, или нет.

Исследователи оценили эффективность анализа на вирусе простого герпеса (HSV-2), респираторно-синцитиальном вирусе (RSV), цитомегаловирусе (CMV), риновирусе человека-8 (HRV-8), коронавирусе человека OC43 (OC43), вирусе чикунгунья (CHIKV), вирусе денгуре 1 и вирусе денгуре 2, вирусе зика и энтеровирусе 71 (EV71).

Эти вирусы охватывают спектр оболочечных и необолочечных, а также ДНК- и РНК-вирусов, демонстрируя потенциал анализа FAIRY. Вирусы были обработаны широким спектром химических веществ, обладающих вируцидной активностью широкого спектра, включая перекись водорода, этанол, изопропанол и другие противовирусные препараты, и эти тесты подтвердили, что анализ FAIRY обладает потенциалом для быстрого изучения вируцидов, разрушающих вирусные капсиды.