Ученые подтвердили альтернативную гипотезу о болезни Альцгеймера

7 октября, 2022  13:51

На сегодняшний день преобладающей теорией возникновения болезни Альцгеймера является предположение о накоплении в мозге амилоидных бляшек. Однако, ученые из Университета Цинциннати выдвинули альтернативную гипотезу, согласно которой она вызвана снижением уровня определенного белка. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Journal of Alzheimer's Disease.

Американские исследователи предположили, что бляшки являются следствием снижения уровня растворимого бета-амилоида в головном мозге. Эти уровни снижаются, потому что нормальный белок в условиях биологического, метаболического или инфекционного стресса трансформируется в аномальные амилоидные бляшки.

Исследования и клинические испытания на протяжении многих лет были направлены на создание препаратов для уменьшения амилоидных бляшек в головном мозге, однако за исключением леканемаба ни одно из них не замедлило прогрессирование болезни Альцгеймера. Более того, препараты, снижавшие уровни растворимого бета-амилоида, лишь ухудшали клинические исходы.

В новом исследовании ученые проанализировали уровни бета-амилоида у подгруппы пациентов с мутациями, вызывающими гиперэкспрессию амилоидных бляшек, которая повышает риск болезни Альцгеймера. Однако в этой группе были обнаружены пациенты, у которых в мозге генерируются высокие уровни растворимого бета-амилоида, а риск развития деменции при этом низкий. Было продемонстрировано, что при исходном уровне растворимого бета-амилоида в головном мозге выше 270 пикограммов на миллилитр люди могут сохранять когнитивное здоровье независимо от количества амилоидных бляшек в мозге.

По словам ученых, леканемаб, антиамилоидный препарат, эффективность которого была показана в недавних клинических исследованиях, делает то, чего не делает большинство других антиамилоидных препаратов: помимо снижения уровня амилоида, он увеличивает уровень растворимого бета-амилоида.