Ученые обнаружили набор генов, влияющих на форму головы человека

18 ноября, 2023  17:17

Исследователи из Питтсбургского университета и Университета Левена обнаружили набор генов, которые влияют на форму головы у людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Результаты этих исследований помогают объяснить разнообразие форм головы человека, а также могут дать важные подсказки о генетической основе заболеваний, влияющих на череп, таких как краниосиностоз.

Проанализировав измерения свода черепа — части черепа, которая образует округлую верхнюю часть головы и защищает мозг, — команда идентифицировала 30 областей генома, связанных с различными аспектами формы головы, о 29 из которых ранее не сообщалось.

Ученые использовали магнитно-резонансную томографию (МРТ) более чем 6000 подростков для извлечения трехмерных поверхностей, соответствующих своду черепа. После разделения трехмерных поверхностей свода на постепенно уменьшающиеся анатомические части и количественной оценки формы этих частей они протестировали более 10 миллионов генетических вариантов на предмет наличия статистической связи с показателями формы свода.

Когда исследователи сравнили 30 областей генома, связанных с формой головы у участников с европейским, африканским и коренным американским происхождением, они обнаружили, что большинство генетических ассоциаций оказались  общими для представителей этих разных рас.

По словам Вайнберга, хотя исследование было сосредоточено на здоровых участниках, полученные результаты могут дать важные подсказки о биологической основе заболеваний, связанных со сводом черепа.

Одним из таких состояний является краниосиностоз, который возникает, когда кости черепа срастаются слишком рано, в то время как мозг все еще быстро растет. Без нейрохирургического вмешательства краниосиностоз может привести к необратимому обезображиванию, повреждению головного мозга, слепоте и даже смерти.