Ученые выяснили с помощью нового метода, с какой скоростью стареют наши органы

8 января, 2024  08:30

Как и в любом типичном автомобиле, доме или обществе, скорость, с которой части нашего тела разваливаются на части, варьируется от части к части.

Исследование 5678 человек, проведенное учеными из Стэнфордского университета, показало, что наши органы стареют с разной скоростью.

Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале Nature, примерно у 1 из каждых 5 относительно здоровых взрослых людей в возрасте 50 лет и старше по крайней мере один орган стареет значительно более ускоренными темпами.

При этом, по мнению исследователей, вполне возможно, что простой анализ крови может определить, какие органы в организме человека быстро стареют, если таковые имеются, что позволит предпринять терапевтическое вмешательство задолго до проявления клинических симптомов.

Биологический возраст в сравнении с хронологическим

Используя коммерчески доступные технологии и алгоритм собственной разработки, исследователи оценили уровни тысяч белков в крови людей, определили, что почти 1000 из этих белков происходят из того или иного отдельного органа, и связали аномальные уровни этих белков с ускоренным старением соответствующих органов и восприимчивостью к болезням и смертности.

Они начали с проверки уровней почти 5000 белков в крови чуть менее 1400 здоровых людей в возрасте от 20 до 90 лет, но в основном на среднем и позднем этапах жизни, и отметили все белки, гены которых были активированы в четыре раза активнее в одном органе по сравнению с любым другим органом. Они обнаружили почти 900 таких органоспецифичных белков, количество которых они сократили до 858 в целях надежности.

Чтобы сделать это, они обучили алгоритм машинного обучения угадывать возраст людей на основе уровней этих почти 5000 белков.

Ученые проверили точность алгоритма, оценив возраст еще примерно 4000 человек, которые были в некоторой степени репрезентативны для населения США.

Разница в возрасте органов

Для каждого из 11 органов исследователи вычислили «разницу в возрасте»: разницу между фактическим возрастом органа и его предполагаемым возрастом, основанным на расчетах алгоритма, основанных на специфичных для органа белках. Исследователи обнаружили, что выявленные возрастные различия для 10 из 11 изученных органов (единственным исключением является кишечник) в значительной степени связаны с будущим риском смерти от всех причин в течение 15 лет наблюдения.

Наличие органа с ускоренным старением (определяемого как биологический возраст органа, оцененный алгоритмом на 1 стандартное отклонение выше, чем средний показатель по группе для этого органа среди людей того же хронологического возраста) повышает риск смертности на 15-50% в течение следующих 15 лет, в зависимости от того, какой орган был затронут.

Исследование показало, что у людей с ускоренным старением сердца, но изначально не проявлявших активного заболевания или клинически аномальных биомаркеров, риск сердечной недостаточности в 2,5 раза выше, чем у людей с нормально стареющим сердцем.

У людей с «пожилым» мозгом вероятность снижения когнитивных функций в течение пяти лет оказалась в 1,8 раза выше, чем у людей с «молодым» мозгом. Ускоренное старение мозга или сосудистой сети — любое из них — предсказывало риск прогрессирования болезни Альцгеймера так же, как и лучшие используемые в настоящее время клинические биомаркеры.

Аналогичным образом, была выявлена сильная связь между показателями почек при экстремальном старении (более чем на 2 стандартных отклонения выше нормы) и артериальной гипертензией и диабетом, а также между показателями сердца при экстремальном старении и фибрилляцией предсердий и сердечным приступом.

По словам ученых, выявление органоспецифичных белков, которые наилучшим образом указывают на чрезмерное старение органов и, следовательно, повышенный риск заболеваний, также может привести к появлению новых мишеней для лекарств.