Ученые научились применять антираковые Т-клетки против ожирения

25 января, 2024  08:21

Биологи обнаружили, что аналог «перепрограммированных» Т-клеток, используемых для иммунотерапии рака, можно применять для долговременной защиты организма от развития ожирения и связанных с ним метаболических нарушений. Результаты опытов на модельных животных были представлены в статье в научном журнале Nature Aging.

Такая терапия была разработана группой американских и немецких молекулярных биологов под руководством доцента Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (США) Корины Амор. Она представляет собой модифицированную версию популярной формы CAR-T-иммунотерапии рака, которая сейчас активно используется для лечения миеломы, лейкемии и большого числа других типов опухолей.

В ее рамках медики извлекают из тела пациента большое число Т-клеток, особым образом перепрограммируют их и возвращают в организм больного. В результате этого иммунные клетки начинают распознавать определенные рецепторы на поверхности опухолевых клеток и уничтожать их.

Ученые «перепрограммировали» Т-клетки таким образом, что они начали распознавать молекулы белка CD87, одного из клеточных рецепторов, который вырабатывается престарелыми клетками и отсутствует на поверхности здоровых клеток. Используя эту форму CAR-T-терапии, ученые проверили, как она повлияет на жизнь и здоровье молодых и пожилых мышей, питавшихся нормальной и высококалорийной пищей.

Последующие наблюдения показали, что избирательное уничтожение клеток с большим числом рецепторов CD87 не только замедлило одряхление тела у пожилых грызунов на протяжении очень длительного времени, но и защитило молодых мышей от быстрого развития ожирения, а также связанных с ним метаболических нарушений. Это было связано с тем, что Т-клетки значительно улучшили работу печени, поджелудочной железы и других органов, связанных с обменом веществ.