Ученые выяснили, что происходит с мозгом, когда человек слушает музыку

25 февраля, 2024  20:29

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско разработали точную карту того, что происходит в коре головного мозга, когда кто-то слышит мелодию.

Оказывается, в этот момент мозг выполняет дае функции одновременно: следит за высотой ноты, используя два набора нейронов, которые также следят за высотой речи, и пытается предсказать, какие ноты будут следующими, используя набор нейронов, специфичных для музыки.

Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, отвечает на вопрос о том, как мелодия обрабатывается в слуховой коре головного мозга.

Первые две группы нейронов мозга, изученных учеными, оказались теми же самыми, которые были выявлены в исследовании 2017 года о том, как мы обрабатываем изменения высоты голоса, которые придают речи смысл и эмоции.

Третья группа нейронов, однако, предназначена исключительно для предсказания мелодических нот и описана впервые.

Ученые знали, что нечто подобное происходит и в речи: специализированные нейроны в слуховой коре предвосхищают следующий речевой звук, основываясь на том, что мозг уже узнал о словах и их контексте, во многом подобно функции предсказания слов в мобильном телефоне.

Исследователи выдвинули гипотезу, что для предсказания мелодии должна существовать аналогичная группа нейронов.

Ученые проверили свою гипотезу на восьми участниках, которые добровольно вызвались участвовать в научных исследованиях во время хирургического лечения эпилепсии. Исследователи регистрировали прямую мозговую активность слуховой коры, в то время как участники слушали различные мелодичные фразы из западной музыки.

Затем они слушали предложения, произнесенные на английском языке.

Гипотеза оказалась верной. Записи показали, что мозг участников использовал одни и те же нейроны для оценки качества звука как в речи, так и в музыке, но в каждом из этих режимов были определенные нейроны, отвечающие за предсказание.

Другими словами, слуховая кора не просто искала ноты. У нее также оказался специализированный набор нейронов, который пытался предсказать, какие ноты будут следующими.