Факторы роста связаны со старением стволовых клеток – исследование

23 июня, 2024  08:29

Наш костный мозг - жирное, желеобразное вещество внутри наших костей - является невидимым источником энергии, который незаметно производит 500 миллиардов новых клеток крови каждый день. Этот процесс управляется гемопоэтическими стволовыми клетками, которые генерируют все различные типы клеток крови в нашем организме и самовосстанавливаются, обеспечивая бесперебойную работу всей сборочной линии по производству крови.

Как и любая сложная система, гемопоэтические стволовые клетки с возрастом теряют функциональность и, в свою очередь, повышают риск серьезных заболеваний, включая рак крови. Мы знаем, что риск развития заболеваний, связанных со старением, у разных людей разный. Однако, как ни удивительно, мало что известно о том, по-разному ли стареют гемопоэтические стволовые клетки у разных людей.
И на то есть веская причина: поскольку эти гемопоэтические стволовые клетки встречаются так редко, исследователи обычно объединяют все эти стволовые клетки вместе, изучая их в совокупности.

В статье, опубликованной в журнале Blood, ученые изучили гемопоэтические стволовые клетки на уровне отдельных клеток у девяти отдельных, генетически идентичных мышей среднего возраста - это первый близкий взгляд на то, как незначительные изменения в микроокружении костного мозга приводят к старению гемопоэтических стволовых клеток у отдельных мышей.

Исследователи обнаружили, что, несмотря на то, что все мыши были одного возраста, гемопоэтические стволовые клетки в костном мозге этих мышей старели по-разному. Но это еще не все. Команда ученых также смогла спрогнозировать функцию гемопоэтических стволовых клеток, основываясь на активности двух факторов роста, которые также присутствуют у человека. Два фактора роста — Kitl и Igf1 — вырабатываются мезенхимальными стромальными клетками (МСК), которые окружают стволовые клетки в микроокружении костного мозга.

Проанализировав эти особенности у отдельных мышей, ученые обнаружили, что снижение уровня этих факторов роста коррелирует с возрастными молекулярными программами в гемопоэтических стволовых клетках.

По словам авторов исследования, у людей, которые генетически разнообразны и ведут разный образ жизни, различия в старении гемопоэтических стволовых клеток, вероятно, будут еще больше, чем у тщательно контролируемых моделей на животных.