Ученые открыли новый подход к уничтожению трудноизлечимых раковых опухолей

27 мая, 2022  22:30

Международная группа ученых открыла новый способ уничтожения трудноизлечимых раковых опухолей. Статья о новом методе лечения опубликована в журнале Nature

Работа стала возможной только благодаря сотрудничеству команды онкологического центра Фокс Чейз под руководством доктора Балачандрана и ученых-вычислителей из Высшей школы экономики под руководством доктора Попцовой, при содействии доктора Уокли из Университета Мельбурна, доктора Сюй из Университета Миядзаки и доктора Томаса из детской исследовательской больницы Святого Иуды, а также доктора Алана Герберта из биотехнологической компании  InsideOutBio.

Речь идет об опухолях, не поддающихся существующим иммунотерапиям, в том числе с использованием антител.

В новом подходе используется лечение с помощью  Z-ДНК (одна из многих возможных структур двойной спирали ДНК, представляет собой левозакрученную двойную спираль – ред.)  Одна из функций Z-ДНК заключается в регулировании иммунного ответа на вирусы. В этом ответе участвуют два белка, которые специфически распознают Z-ДНК, ADAR 1(Аденозиндезаминаза, действующая на РНК  - ред.)  и ZBP1 (Z-ДНК-связывающий белок 1 – ред). Взаимодействие между ADAR1 и ZBP1 определяет, будет ли опухолевая клетка жить или умрет.

Ученые обнаружили небольшую молекулу, которая может обойти подавление ADAR1 и напрямую активировать гибель опухолевых клеток под действием ZBP1. Новый препарат действует независимо от мутации, вызвавшей рак. Вызванная форма клеточной смерти является высокоиммуногенной. В результате реакции уничтожаются фибробласты, поддерживающие рост опухоли.

Таким образом, препарат повышает эффективность иммунотерапии с использованием антитела, блокирующего контрольные точки, нацеленные на PD-1 (мембранный белок надсемейства иммуноглобулинов, играет роль в клеточной дифференцировке иммунных клеток - ред.). Препарат относится к семейству кураксинов. Соединение доказало свою безопасность в испытаниях I фазы, но все еще требует дальнейших исследований, чтобы подтвердить, что его клиническое применение в сочетании с анти-PD1 обеспечивает преимущество в лечении рака.