Может ли музыка стать ключом к лечению диабета?

18 ноября, 2023  13:01

Может ли музыка влиять на клетки? Согласно результатам недавно проведенного исследования, это возможно. Полученные результаты могут стать первым шагом к использованию музыки для лечения диабета. При диабете клетки поджелудочной железы не способны вырабатывать инсулин, который необходим организму для регулирования уровня сахара в крови. В настоящее время в лабораториях по всему миру ведутся работы по созданию из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека (hiPSC) инсулин-продуцирующих клеток, которые могли бы заменить инсулин.

Одной из таких исследовательских сред стал проект ABINO, в рамках которого биологи, физики и специалисты по музыкальным технологиям объединили усилия, чтобы подойти к этой проблеме с новой стороны: воздействовать на клетки с помощью музыки. Результаты опубликованы в журнале Bioengineering.

Исследователю Донхо Кваку пришлось начинать практически с нуля, когда он стал защищать докторскую диссертацию в рамках этого проекта. Он имел опыт работы в области аудиотехнологий и, будучи флейтистом, знал, что звук может в той или иной степени влиять на организм.

Ритмы играют важную роль в биологии

Пока Квак размышлял над тем, что может быть ключевым элементом воздействия музыки на клетки, его внимание привлекли исследования физиологических систем. В книге «Ритмы в физиологических системах», изданной в 1991 году, он нашел интересное утверждение во введении: «Ритмы являются основным явлением во всех физиологических системах».

«Авторы показали, что ритм имеет фундаментальную функцию в важнейших частях физиологии, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная и двигательная системы. Для музыки это то же самое, ведь что такое музыка без ритма?»-  поясняет  ученый.

Воздействие звука на клетки

Квак разделил клетки на четыре группы: одна группа подвергалась воздействию постоянного ритма в течение 15 минут, вторая - нерегулярного ритма, третья - непрерывного звука, четвертая - контрольная группа, в которой звук отсутствовал.

После этого он изучил нити клеток. Это скелетоподобные структуры в клетках, частично состоящие из тонких длинных нитей, которые чувствительны к внешним воздействиям.

«В опубликованной работе мы сделали предварительный вывод о том, что под воздействием звука нитевидные структуры уменьшились. Они стали короче. Этот эффект был наиболее сильным для клеток, которые подвергались непрерывному звуковому воздействию. Возможно, непрерывный звук вызывал наибольший стресс», - рассказал ученый.

Квак называет их важной вехой, но предпочитает слово «предварительные» из-за неопределенности полученных результатов. Для установления надежной связи между ритмом и поведением клеток необходимы дополнительные исследования, поясняет он.