Ученые идентифицировали антитела, нацеленные на «темную сторону» белка вируса гриппа

2 марта, 2024  21:39

Исследователи из Национального института здравоохранения идентифицировали антитела, нацеленные на труднодоступную область вируса гриппа, что проливает свет на относительно неизученную «темную сторону» головки белка нейраминидазы (NA). Антитела нацелены на область белка NA, которая распространена среди многих вирусов гриппа, включая вирусы подтипа H3N2, и может стать новой мишенью для контрмер. Исследование, проведенное учеными из Исследовательского центра вакцин Национального института аллергии и инфекционных заболеваний, входящего в состав Национального института здравоохранения, было опубликовано в журнале Immunity.

Грипп, или простуда, поражает миллионы людей по всему миру каждый год и может привести к тяжелым заболеваниям и смерти. Хотя вакцинация против гриппа снижает тяжесть заболевания, каждый сезон необходимы обновленные вакцины, чтобы обеспечить защиту от многих штаммов и подтипов быстро развивающегося вируса. Вакцины, обеспечивающие защиту от широкого спектра вирусов гриппа, могли бы предотвращать вспышки новых и вновь появляющихся вирусов гриппа без необходимости ежегодного пересмотра состава вакцины или вакцинаций.

Одним из способов совершенствования вакцин против гриппа и других контрмер является идентификация новых мишеней на поверхностных белках вируса в «законсервированных» областях — частях, которые, как правило, остаются относительно неизменными у различных штаммов вируса. Гриппозный NA представляет собой поверхностный белок, содержащий шаровидную головную часть и узкую стеблевую часть.

Нижняя часть головки NA содержит высококонсервативную область с мишенями для антител, известными как эпитопы, которые делают ее уязвимой для связывания антител и ингибирования вируса, а также не подвержены влиянию мутаций, распространенных у штаммов с лекарственной устойчивостью. Эту область называют «темной стороной» из-за его частично скрытого расположения и относительно неизведанных характеристик.

Ученые выделили человеческие антитела, нацеленные на темную сторону NA, из крови двух человек, которые переболели гриппом типа A подтипа H3N2, основным подтипом вирусов сезонного гриппа. В лабораторных тестах антитела подавляли распространение вирусов подтипа H2N2, подтипа, вызвавшего пандемический грипп в 1957-58 годах, и вирусов H3N2 от людей, свиней и птиц.

Антитела также защищали мышей от летального заражения вирусом подтипа H3N2 при введении животным либо за день до, либо через два дня после заражения, показывая, что антитело может лечить и предотвращать грипп в этой модели.

Ученые проанализировали структуру двух антител, связанных с NA, используя передовые методы микроскопии, известные как криогенная электронная микроскопия. Каждое антитело нацелено на разные, неперекрывающиеся области темной стороны, демонстрируя, что в этой области есть множество областей, которые могут быть полезны для изучения при разработке контрмер.

Эти результаты показывают, что темная сторона NA обладает уникальными, ранее не исследованными эпитопами, которые могут быть применены для разработки новых вакцин и терапевтических стратегий. Они предполагают, что антитела, нацеленные на темную сторону NA, могут быть полезны в сочетании с противовирусными препаратами или другими типами антител для борьбы с гриппом, поскольку они эффективны против вирусов гриппа с мутациями, устойчивыми к лекарственным средствам. Исследователи также отмечают, что мишени темной стороны NA могут быть включены в следующее поколение широко защищающих вакцин против гриппа.