Ученые раскрыли механизмы регенерации печени

23 мая, 2024  20:48

Ученые из Берлинского института здравоохранения в Шарите (Босния и Герцеговина) и Open Targets совместно с коллегами из Кембриджского университета и больницы Адденбрука в Кембридже, раскрыли механизмы, стимулирующие регенерацию печени при хронических заболеваниях печени. Этот регенеративный процесс позволяет печени восстанавливаться при хронических повреждениях, но также может привести к прогрессированию рака.

Исследователи впервые смогли продемонстрировать это, выполнив анализ отдельных клеток на многих биоптатах, полученных от пациентов с прогрессирующей метаболической дисфункцией, связанной со стеатозом печени (MASLD). Результаты исследования опублиованы в журнале Nature.

Исследователь Людовик Валье выращивает мини-печень, так называемые органоиды, чтобы исследовать, как развиваются заболевания печени и как их можно лечить или предотвращать. Он является профессором Эйнштейна по использованию стволовых клеток в регенеративной терапии в Берлинском институте здоровья в Шарите и научным сотрудником Института молекулярной генетики Макса Планка. В качестве долгосрочной цели он ставит перед собой использование органоидов печени для клеточной терапии пациентов с печеночной недостаточностью.

Стеатозная болезнь печени, связанная с метаболической дисфункцией (MASLD), и ее хроническая форма - стеатогепатит, связанный с метаболической дисфункцией (MASH), являются основной причиной заболеваний печени. Подсчитано, что 20-40% населения страдают доброкачественной формой этого заболевания, но около 115 миллионов человек в настоящее время страдают от хронической формы.

Несмотря на недавний прогресс, единственным методом лечения терминальной стадии MASH является трансплантация печени, которая включает в себя интенсивное иммуносупрессивное лечение, и только ограниченное число пациентов могут воспользоваться этим подходом из-за нехватки донорских органов.

Ученые взяли небольшие кусочки печени (биопсия) у пациентов, проходящих диагностические тесты в больнице Адденбрука, и провели анализ отдельных клеток для выявления лежащих в их основе механизмов. Эти биопсии были взяты у большого числа пациентов на разных стадиях заболевания, что позволило впервые составить карту прогрессирования метаболической дисфункции.

Исследователи обнаружили интересный механизм: хроническое повреждение печени сильно повреждает ее архитектуру, особенно структуру желчного пузыря, который представляет собой сеть каналов, выводящих токсины из печени. Эта реорганизация связана с процессом регенерации, называемым трансдифференцировкой.